Марина Юрьевна МнишекСтраница 8
К. этому времени выяснилось, что в борьбу за московский престол вступил и король Сигизмунд III, пожелавший воспользоваться слабостью Руси, раздираемой двоевластием и междоусобием. Он подошел к Смоленску и стал призывать всех польских сторонников Лжедмитрия II примкнуть к нему. В Тушинском лагере таких желающих нашлось достаточно много, и вторая столица стала на глазах разваливаться. Оставаться здесь было опасно, и Марина с казаками отправилась в Дмитров, где стоял гетман П. Сапега, еще не решивший, кому служить. Тушинская царица хотела склонить его на свою сторону и убедить сражаться за ее собственные права на престол. Возможно, этот план удался бы, но к Москве уже подошли войска М.В. Скопина-Шуйского вместе со шведскими наемниками. Они осадили Дмитров и попытались вновь захватить Марину в плен. Видя отчаянность своего положения, она заявила казакам, что готова дать битву противникам. Надев мужской кафтан, с саблей на боку, она лихо вскочила на коня и бросилась в бой. Три сотни казаков поддержали ее и позволили вырваться из окружения.
Тогда же стало известно, что «царь Дмитрий» обосновался в Калуге, где местные жители признали его своим государем и оказали всяческую поддержку. Из Тушина туда прибыли и его русские сторонники вместе с касимовским ханом Уруз-Магометом и татарами. Марина решила, что вместе с «мужем» ей будет легче бороться за власть, и тоже отправилась в Калугу.
На этот раз встреча супругов оказалась по-настоящему теплой и радостной. Невзгоды и общие цели их сблизили. А калужане были настолько гостеприимными, что окружили свою «царицу» заботой и вниманием. Ей построили красивый терем, приставили множество прислужниц, дали денег на наряды и украшения. Конечно, все это не могло сравниться с роскошной жизнью в Кремле, но было во много раз лучше, чем в Ярославле и Тушине. К тому же здесь Марине оказывали по-настоящему царские почести, что было особенно приятно гордой и честолюбивой полячке. Единственно, что запрещал ей муж, — насаждать польские обычаи и демонстративно показывать приверженность католической вере. Сам он постоянно убеждал своих русских сторонников, что очень чтит православную веру и всегда будет ее защищать от католика Сигизмунда III. Его лозунг был прост и ясен: «Не позволим католической ереси расползтись по русской земле и не дадим королю ни кола, ни двора». Среди простых людей и православного духовенства эти слова находили отклик.
Марине пришлось распрощаться со своей шляхетской спесью. Забыла она и о том, как хотела навязать русским людям польские обычаи. Теперь она носила русскую одежду и исправно посещала православный храм. Это было очень кстати, поскольку вскоре оказалось, что она беременна. Значит, у «царя Дмитрия Ивановича» должен был появиться наследник, в то время как его соперник В.И. Шуйский оставался бездетным.
К лету 1610 года положение царя Василия стало просто катастрофическим. Всеми любимый полководец-освободитель М.В. Скопин-Шуйский внезапно скончался, поползли слухи, что он был отравлен по приказу завистливого царя. Смоленск упорно осаждал польский король Сигизмунд, предлагавший русской знати своего юного сына Владислава в качестве более достойного государя, чем мало популярный престарелый Шуйский. Многие северо-западные земли, включая Псков, подчинялись Лжедмитрию II.
Судьбу Василия Ивановича окончательно решила проигранная им Клушинская битва. К Москве двинулся и победитель — польский гетман Жолкевский, и соперник — Лжедмитрии II.
На этот раз Марина подумала, что у ее мужа появился реальный шанс овладеть царским престолом, — ведь защищать Москву было некому. В столице обстановка накалилась до такой степени, что группа дворян ворвалась во дворец и свела царя Василия с престола, а через несколько дней он был пострижен в монахи, чтобы никогда не иметь права снова надеть царскую корону.
Лжедмитрии решил, что теперь у него нет соперников, и с войском обосновался в Коломенском, ожидая вестей от своих московских сторонников. Однако его счастье оказалось переменчивым. Захватившие власть в Москве семь бояр заключили соглашение с гетманом Жолкевским. Они пообещали ему возвести на престол королевича Владислава, а взамен попросили отогнать от города Лжедмитрия. Поляк ударил по войску самозванца и заставил его вновь вернуться в Калугу.
Неудача озлобила «царя Дмитрия». Он стал искать виновников в своем окружении. Выяснилось, что его союзник, касимовский хан Уруз-Магомет, собрался перейти на сторону польского короля и даже ездил к тому под Смоленск. Вместе с собой он хотел увести всех татар, входивших в калужское войско. Не желая слушать никаких объяснений, самозванец публично казнил хана-изменника. Как потом оказалось, он этим подписал смертный приговор и себе.
Сербия в конце XVIII–1878 г. Сербия в период общественно-политического
кризиса Османской империи в конце XVIII в. Первое сербское восстание
В этот период Османская империя оставалась достаточно грандиозным по территории и по своим ресурсам государством, но признаки его упадка становились все более заметными. Экономика империи находилась в состоянии кризиса. Разложение военно-ленной системы, появление новых форм собственности, развитие откупной системы и ростовщичества не со ...
Революции в
воспоминаниях С.М. Соловьева
Огромной важности задача - вписать историю государства Российского в контекст мирового исторического процесса выпала на долю Сергея Михайловича Соловьева последователя либерального направления русской общественной мысли, стоявшего вместе с Б.Н. Чичериным у истоков государственно-правовой школы русской историографии.[7]
В общей концепци ...
Культурные процессы в индийских государствах.
В Древней Индии очень высокого развития достигла философия. Наиболее известной школой древнеиндийских материалистов была локаята. Локаятики выступали против основных положений других философских школ, в том числе против идеи религиозного освобождения и всесилия богов. Основным источником познания они считали чувственное восприятие. Боль ...