Ученые Кавказа о Кавказской войне.Страница 1
Война на Кавказе настолько не изучена, что даже в любой энциклопедической статье, претендующей на строгую научность, можно чуть ли не после каждого слова поставить вопросительный знак. Начиная прямо с самого заголовка (Кавказская? война?) и дат ее начала (1817?) и тем более ее окончания (1864?). Единства мнений не существует до сих пор. Вот почему я хочу привести в своем реферате высказывания ученых, имеющих совершенно различные точки зрения. Это дагестанский, осетинский и адыгский ( раньше бы сказали - черкесский ) историки. Я думаю, что это поможет хотя бы сориентироваться в тех научных поисках, которые ведутся в настоящее время.
Для начала, я считаю, необходимо определить насколько термин «Кавказская война» отражает сущность происходящих событий. Что это было
:
завоевание, колонизация, гражданская война
?
В прошлом веке Р.А. Фадеев ввел термин «Кавказская война» в качестве научного термина, отнеся начало войны к 1801 году, ко времени присоединения Грузии к России. Затем это название вошло в обиход. Однако, по мнению В. Гаджиева ( доктора исторических наук, профессора Дагестанского научного центра Российской Академии наук ) термин «Кавказская война» не оценочный термин, а всего лишь географическое определение. Поэтому на вопрос: «Так что же, войны не было?» можно ответить следующим образом: «Если войну понимать как то, когда друг в друга стреляют, - то была.» Но нам же нужно понять ее сущность.
В то время в Аварии был свой хан, в Казикумухе - свой, там - свой, там - свой, и все признавали русского царя. Шамиль и Гази-Мухаммед подняли в Аварии восстание, начав военные действия одной группировки горцев против другой. Не будем пока говорить «класса». Феодализирующаяся верхушка не получила от России привилегий, в отличие от ханов, имевших ордена, генеральские звания, пенсионы. И вот в Чечне и в Дагестане начинаются восстания против легитимных правителей: Гамзат-Бек и Шамиль завоевывают Хунзах и уничтожают ханов. Шамиль убил даже малолетнего Булач-хана, чего аварцы ему не простили - так же, как Европа не простила Наполеону Эстергази.
Не зная этого, этнографы удивляются - как это в Хунзахе не любят Шамиля? А ведь были убиты женщина и ребенок - для горца вещь недопустимая, требующая кровной мести всему роду. (А горцев надо принимать такими, какими они есть - горцы есть горцы, не европейцы. Не дикари, нет, но у них своя особенная, культура.)
Так что же это - война? Это восстание, или, кому больше нравится, народное движение. Но факт остается фактом - горцы восстали против своих правителей, а антиколониального движения не было. В 1835 - 1837 годах Шамиль даже собирался встретиться с Николаем в Тифлисе, и, если бы не его окружение, может, даже бы и приехал. Так как называется это явление? Может сравнить его с крестьянскими войнами в Германии и России? Восстание могло здесь превратиться в войну, но это уже надо исследовать и объяснить. Вот почему более всего подходит оценочный термин «народно-освободительное движение».
М. Блиев ( доктор исторических наук, профессор Северо - Осетинского государственного университета им. Хетагурова) также считает, что строго говоря, термин не совсем отражает историческую действительность. Однако назвав его «национально-освободительным движением», мы погрешим против истины. Термин «национально-освободительное движение» появился из чисто политических побуждений, ведь национально-освободительное движение требует иных структур. Тогда как назвать это явление? Революция! Да, это революция, хотя и не в том смысле к которому мы привыкли после бурных потрясений ХХ века, после Октября 1917-го. Эта революция для вольных обществ Северо-Восточного Кавказа и так называемых «демократических» племен Северо-Западного Кавказа.
Наверное со временем будет найден термин, более точно отражающий суть дела. М. Блиев предлагает оставить название «Кавказская война», которое, как он считает, не очень искажает события, оно как бы объединяет, хотя и упрощая, разноплановые факты и процессы. Здесь и переходная экономика, связанная с формированием феодальной собственности и образование государственности, и формирование новой идеологии, обслуживающей вышеназванные процессы, и сталкивание интересов России и горцев Большого Кавказа, а также внешнеполитических интересов Великобритании, Турции, Персии. А все это всегда проходит через насилие, через военные действия, а не через демократию и демонстрации .
Крещение киевлян князем Владимиром
Прежде всего князь Владимир крестил 12 своих сыновей и многих бояр. Он приказал уничтожить всех идолов, главного идола - Перуна сбросить в Днепр, а духовенству проповедовать в городе новую веру. В назначенный день произошло массовое Крещение киевлян у места впадения в Днепр реки Почайны. "На следующий же день, - говорит летописец, ...
Переход к строительству социализма
Идейно-политическая победа Мао Цзэдуна в этой внутрипартийной борьбе привела к принципиальным переменам в социально-экономической политике КПК, и прежде всего в аграрной сфере. К 1953 г. ясно выявилась неспособность пореформенного сельского хозяйства, несмотря на его быстрое восстановление, обеспечить страну в достаточной мере продоволь ...
Великая государыня Марфа Ивановна
Марфа Ивановна официально не была царицей, ее называли Великой государыней старицей Марфой Ивановной, поскольку она была матерью первого царя, Михаила Федоровича, из династии Романовых. Однако впервые годы правления юного сына (Михаил был избран царем в 16 лет) она всегда была с ним рядом и мудрыми советами помогала принимать правильные ...