Водопровод и фонтаны
Страница 2

В 80-х годах 18 века предпринимались попытки починки фонтана у Ханской мечети, в ордере Г. А. Потемкина Игельстрому указывает, что «…Крымский доход, получаемый с бывшего дома Аслан- Гирея, с большой бани Козловской и с места, к мечети там принадлежащего, оставляю я в пользу той мечети и на поправление фонтана.»

Как уже отмечалось выше в городе в это время сохранилось шесть фонтанов, Сумароков упоминает уцелевшие и испорченные фонтаны как недействующий. В 1798 году архитектором Гесте был наполнен чертеж фасада и план из фонтанов.

В конце 20-х годов М. Бжишкян застал фонтан во дворе мечети Хан- джами в развалинах. Он упоминает о 12 источниках, за счет доходов, с которых был в 1752 году построен Сулу Хан. Поскольку городские жители пользовались водой бесплатно Ю. Гридлингом в 1832 году отмечалось лишь «фонтанный бассейн», т. е. Наземная часть фонтана уже была разрушена. Кондараки в 70-х гг. 19 века упоминает несохранившиеся фонтаны около Ханской мечети и старой почтовой конторы, вероятно, имея в виду фонтан на перекрестке улиц Володарского и Пролетарской.

Обобщим выше перечисленные данные. Прежде всего, найденым месторождением отмеченным на плане 18 века фонтанов на современной схеме города:

1. Фонтан на перекрестке улиц Назаровской и Рыбацкой.

2. Фонтан в районе современного перекрестка Пролетарской и Комисарской, рядом (южнее) мечеть.

3. Фонтан на перекрестке улиц Володарского, Просмушкиных и Пролетарской, также к северу от мечети.

4. Фонтан напротив нынешнего дома № 46 на углу улицы Революции (гостиница «Крым»).

5. Фонтан во дворе Ханской мечети.

6. Фонтан (1651-1652 гг.) восточнее Ханской мечети внутри постоялого двора Ислам – Гирей.

7. Фонтан при мечети в районе современного перекрестка Улиц Революции и Приморской.

Джелал Иссад выделяет три типа фонтанов: «чешмэ», «себил», «шадриван».

Первый наиболее простой «чешме». Он состоит из мраморной пристройки к стене, заканчивающийся в нижней части маленьким бассейном. С тыльной стороны фонтана устроен каменный резервуар для воды. Часто над чешме пристроен навес – «сачак». Чешме устраивались не только при храмах, базарах, но и во дворах домов. В евпаторийских караимских кенасах, при входе, в западной стене сохранился водоем для омовения в форме чешме, построенный на пожертвование Тотеш, дочери бывшего в 1815-185гг. гахамом С. Бобовича. Еще один фонтан 1832 года расположен в северо – восточном углу «дворика ожидания» кенас. Это небольшая (1.0х0.8х0.6 м.) каменная цистерна, вместимостью около 0.2 куба, встроенная спомощью арочной ниши в восточную стену дворика. Она вырублена из цельного блока известняка и перекрыта прямоугольной плитой (1.0х0.8х1.4 м.) с двумя отверстиями для наливания воды: расположенное почти в центре округлое отверстие и примыкающие с торца цистерны прямоугольное отверстие. Слив с металлической трубой прорублен на уровне дна. Вода из труб текла в мраморную ванночку со сливным отверстием. Рядом, под той же стеной, во внутреннем «черпом» дворике малой кенасы, вырыт колодец, ствол колодца близок к веретено образной форме. Над колодцем в стене также устроен арочный проем, т. е. Вырыт до строительства стены. Кроме того, в 1998-2000 гг. при реставрации караимских кенас, под храмами было обнаружено три колодца, один из них был расположен на расстоянии 2.75 м. к западу от древнего проема северного входа соборной кенасы, прямо у фаса стены. При строительстве северной стены храма венец колодца был перекрыт плоским камнем. Его глубина (от устья до зеркала воды – 3.45 м.). Устье колодца овальное, шириной 0.5 м., фундамент храма перекрывает северную часть устья, и после возведения стены пользоваться колодцем стало невозможным. Ствол колодца наибольшей шириной 1.15 м., выложен мелким рваным камнем. Шахта веретенообразной формы. Эта форма не только уменьшала расход строительного камня, но и потери воды от испарения.

Попутно отметим еще одно назначение колодцев: они служили убежищем в период опасности. При рытье котлованов столового дома престарелых людей рядом с армейской церковью в 1990 году обнаружены три колодца в скальной стене несколько выше зеркала воды пробит вход в небольшое помещение, два помещения были воссоединены между собой узким ходом.

Второй тип фонтана – «себил» - располагался в людных местах около мечети. Он состоит из нескольких комнат, находящимся под надзором сторожа, которому поручено наполнять подвешанные на цепочке к решетке себила бронзовые стаканчики кроме того, Эссад отмечает третий тип водоема – «шафривал». Это бассейн с высокими краями и навесом, окруженный железной сеткой, чтобы в него не влетали птицы . Предназначенный для омовения, он обычно располагался во дворе мечети, напротив входа. На борту бассейна, по середине линии проделаны краны.

Страницы: 1 2 3

Окончание голода в 1948-1949 годах
Так завершился злосчастный 1947 г., но с ним не закончились людские страдания. И хотя 1948 г. был легче, в ряде мест Союза голодание достигало роковой черты. Весной и летом 1948 г. участились случаи заболевания людей дистрофией в колхозах Вологодской, Саратовской, Сталинградской областей, Алтайского края, Удмуртской АССР и др. Возросла ...

Феодальное поместье в Германии с XII по XIII в.
Торжество феодализма в Германии, как и в других странах, было результатом глубоких внутренних социально-экономических сдвигов, обусловленных в конечном счете развитием производительных сил общества. О нем свидетельствуют распространение трехполья, увеличение площади пахотных земель, особенно путем внутренней колонизации – освоения пусто ...

Русь на пороге крещения
Верования восточных славян IX-X столетий представляла собой сложное переплетение религиозных представлений, человек поклонялся силам природы: воде, огню и земле. Поклоняясь воде, он верил в ее живительную силу, связывал плодородность земли с дождем, посланным небом. Представления про земной огонь издавна связывали с огнем небесным – сол ...