Водопровод и фонтаны
Страница 2

В 80-х годах 18 века предпринимались попытки починки фонтана у Ханской мечети, в ордере Г. А. Потемкина Игельстрому указывает, что «…Крымский доход, получаемый с бывшего дома Аслан- Гирея, с большой бани Козловской и с места, к мечети там принадлежащего, оставляю я в пользу той мечети и на поправление фонтана.»

Как уже отмечалось выше в городе в это время сохранилось шесть фонтанов, Сумароков упоминает уцелевшие и испорченные фонтаны как недействующий. В 1798 году архитектором Гесте был наполнен чертеж фасада и план из фонтанов.

В конце 20-х годов М. Бжишкян застал фонтан во дворе мечети Хан- джами в развалинах. Он упоминает о 12 источниках, за счет доходов, с которых был в 1752 году построен Сулу Хан. Поскольку городские жители пользовались водой бесплатно Ю. Гридлингом в 1832 году отмечалось лишь «фонтанный бассейн», т. е. Наземная часть фонтана уже была разрушена. Кондараки в 70-х гг. 19 века упоминает несохранившиеся фонтаны около Ханской мечети и старой почтовой конторы, вероятно, имея в виду фонтан на перекрестке улиц Володарского и Пролетарской.

Обобщим выше перечисленные данные. Прежде всего, найденым месторождением отмеченным на плане 18 века фонтанов на современной схеме города:

1. Фонтан на перекрестке улиц Назаровской и Рыбацкой.

2. Фонтан в районе современного перекрестка Пролетарской и Комисарской, рядом (южнее) мечеть.

3. Фонтан на перекрестке улиц Володарского, Просмушкиных и Пролетарской, также к северу от мечети.

4. Фонтан напротив нынешнего дома № 46 на углу улицы Революции (гостиница «Крым»).

5. Фонтан во дворе Ханской мечети.

6. Фонтан (1651-1652 гг.) восточнее Ханской мечети внутри постоялого двора Ислам – Гирей.

7. Фонтан при мечети в районе современного перекрестка Улиц Революции и Приморской.

Джелал Иссад выделяет три типа фонтанов: «чешмэ», «себил», «шадриван».

Первый наиболее простой «чешме». Он состоит из мраморной пристройки к стене, заканчивающийся в нижней части маленьким бассейном. С тыльной стороны фонтана устроен каменный резервуар для воды. Часто над чешме пристроен навес – «сачак». Чешме устраивались не только при храмах, базарах, но и во дворах домов. В евпаторийских караимских кенасах, при входе, в западной стене сохранился водоем для омовения в форме чешме, построенный на пожертвование Тотеш, дочери бывшего в 1815-185гг. гахамом С. Бобовича. Еще один фонтан 1832 года расположен в северо – восточном углу «дворика ожидания» кенас. Это небольшая (1.0х0.8х0.6 м.) каменная цистерна, вместимостью около 0.2 куба, встроенная спомощью арочной ниши в восточную стену дворика. Она вырублена из цельного блока известняка и перекрыта прямоугольной плитой (1.0х0.8х1.4 м.) с двумя отверстиями для наливания воды: расположенное почти в центре округлое отверстие и примыкающие с торца цистерны прямоугольное отверстие. Слив с металлической трубой прорублен на уровне дна. Вода из труб текла в мраморную ванночку со сливным отверстием. Рядом, под той же стеной, во внутреннем «черпом» дворике малой кенасы, вырыт колодец, ствол колодца близок к веретено образной форме. Над колодцем в стене также устроен арочный проем, т. е. Вырыт до строительства стены. Кроме того, в 1998-2000 гг. при реставрации караимских кенас, под храмами было обнаружено три колодца, один из них был расположен на расстоянии 2.75 м. к западу от древнего проема северного входа соборной кенасы, прямо у фаса стены. При строительстве северной стены храма венец колодца был перекрыт плоским камнем. Его глубина (от устья до зеркала воды – 3.45 м.). Устье колодца овальное, шириной 0.5 м., фундамент храма перекрывает северную часть устья, и после возведения стены пользоваться колодцем стало невозможным. Ствол колодца наибольшей шириной 1.15 м., выложен мелким рваным камнем. Шахта веретенообразной формы. Эта форма не только уменьшала расход строительного камня, но и потери воды от испарения.

Попутно отметим еще одно назначение колодцев: они служили убежищем в период опасности. При рытье котлованов столового дома престарелых людей рядом с армейской церковью в 1990 году обнаружены три колодца в скальной стене несколько выше зеркала воды пробит вход в небольшое помещение, два помещения были воссоединены между собой узким ходом.

Второй тип фонтана – «себил» - располагался в людных местах около мечети. Он состоит из нескольких комнат, находящимся под надзором сторожа, которому поручено наполнять подвешанные на цепочке к решетке себила бронзовые стаканчики кроме того, Эссад отмечает третий тип водоема – «шафривал». Это бассейн с высокими краями и навесом, окруженный железной сеткой, чтобы в него не влетали птицы . Предназначенный для омовения, он обычно располагался во дворе мечети, напротив входа. На борту бассейна, по середине линии проделаны краны.

Страницы: 1 2 3

Причины принятия христианства.
Принятие киевским князем Владимиром (около 988 г.) христианства как государственной религии Руси стало выдающимся актом, политически и идеологически закрепившим образование единого Древнерусского государства. К тому же оно было важнейшим итогом русско-византийских отношений в X в. Как и другие раннефеодальные государства, Русь нуждалась ...

Женитьба
В 1773 г. в 19 лет Павел женился на дочери протестантского ландграфа - принцессе Августине - Вильгельмине, которая после перехода в православие получила имя Наталья Алексеевна. Накануне свадьбы Павла с его первой женой . Накануне свадьбы Павла с первой женой так пишет о молодом Великом князе Сольм Прусский посланник в Петербурге:» В не ...

Спор о трёх главах и Пятый Вселенский собор
Одной из причин неприятия монофизитами Халкидона являлось то, что на Соборе были приняты в общение с Церковью два прежних несторианина, ученики Феодора Мопсуэтийского: блаж. Феодорит Кирский и Ива Эдесский. Феодорит был принят после анафематствования Нестория в число отцов Халкидонского Собора, однако его еретические сочинения, которые ...