Общественные преобразования в Московском государстве в царствование Ивана IV (Грозного) (1533-1584 гг.)Страница 2
Губные избы – это округа с преобладающим помещичьим землевладением, созданные, прежде всего как карательные органы, которые ведали борьбой с разбойниками, убийцами, поджигателями, сыском беглых. Позднее на них были возложены и некоторые управленческие функции: сбор податей, перепись населения, осуществление контроля над питейными заведениями. Во главе губных изб стояли губные старосты, избираемые и назначаемые из детей боярских и дворян. Губные старосты объявляли административные распоряжения, ведали губной тюрьмой. При губной избе стоял дьяк, ведавший делопроизводством. Губная изба первоначально избиралась без указания срока, а впоследствии – на один год. Губные грамоты составлялись от имени Государя всея Руси, содержали прямое указание на это, утверждались соответствующими подписями и печатями.
Во второй половине XVII в. самостоятельность губных органов была ограничена. Разбойная изба (позднее приказ) в Москве имела определенные контрольные функции относительно губных органов, привлекала к ответственности самих губных старост и целовальников за взяточничество и другие злоупотребления. Губные грамоты были использованы при составлении Уставной книги Разбойного приказа. Губные грамоты и Уставная книга Разбойного приказа явились важными источниками Соборного уложения 1649 г.
Кроме губной реформы в середине XVI в. была проведена земская реформа, в результате которой были созданы органы земского самоуправления, выбиравшиеся из среды посадского населения и зажиточных слоев черносошного крестьянства («лутчих» людей). Их компетенция распространялась только на посадских и крестьян. Бояре и дворяне были из компетенции земских органов изъяты. Земские уставные грамоты издавались Государем всея Руси и регламентировали функции местных органов и их компетенцию в финансовой, судебной и полицейской областях. Грамоты указывали, что избрание земских старост – не только право населения, но и обязанность. Земские избы состояли из «излюбленных голов» (позднее старост) и выборных «лутчих» людей.
Земские органы осуществляли суд по всем делам, в том числе по тем, которые были подсудны губным избам. На них также лежала обязанность раскладки податей и сбор так называемого оброка («волостелин откуп»), который устанавливался вместо податей, платившихся ранее кормленщикам («всякие наши доходы собирати и к нам на срок привозити»). Этот оброк шел в государственную казну, что способствовало укреплению положения центральной власти и государственного аппарата. Земские органы осуществляли контроль над промыслами, торговлей, исполняли полицейские функции. Территорией, на которой действовала земская изба, был, как правило, город с уездами, но могла быть и отдельная волость.
Губная и земская реформы по мере их осуществления приводили к созданию сословно представительных учреждений на местах, отвечая интересам дворянства, верхушки посада и зажиточного черносошного крестьянства, способствовали укреплению, централизации государства и усилению карательной политики правительственных кругов. Но они не были достаточно определенно и четко соединены с приказами, центральным управлением, строились на выборных началах.[8]
В XVI в. происходит реорганизация местного самоуправления: земские, губные избы стали подчиняться назначаемым из центра воеводам (1556), принявшим на себя административные, полицейские и военные функции. Воеводы опирались в своей деятельности на специально созданный аппарат (воеводская изба), состоявший из дьяков, приставов и приказчиков. В XVII в. воеводское управление было усилено.[9]
Молодость Александра
Александр Македонский по отцовской линии считал себя потомком Геракла, а по материнской – Эака, деда знаменитого Ахилла, самого доблестного из греческих воинов, сражавшихся под Троей. Возводить свое происхождение к лирическим героям было принято у греков, и Македонские цари тоже придумывали себе легендарные родословные. Отец Александра ...
Опричнина и земщина
В декабре 1564 г. Иоанн Грозный , взяв с собой семью, «ближних» бояр, часть приказных людей и дворян, а так же всю казну, выехал из Москвы на богомолье в Троице-Сергиев монастырь, однако, побыв там неделю, отправился дальше и остановился в селе Александровская слобода. Оттуда в январе 1565 г. в Москву приехал гонец с двумя посланиями, к ...
Илоты
После вторжения дорийцев в Лакедемонию значительная часть местного населения (в основном, по-видимому, ахейского) была порабощена спартанцами и превратилась в рабов-илотов. Некоторые из них, добровольно признавшие главенство Спарты, вошли в состав Лакедемонского государства на правах так называемых периэков (букв. "живущих вокруг&q ...