Общественные кружки 30-40-х годов в СибириСтраница 3
Декабристы были его главными воспитателями; с их помощью ему удалось овладеть польским, немецким, французским языками. В Нерчинске Стуков прожил почти десять лет, занимаясь, кроме преподавания, этнографией бурят и другими вопросами краеведения. Он сотрудничал также в столичных и сибирских изданиях, публикуя интересные заметки по Забайкалью.
В Нерчинском уездном училище историю и географию преподавал А.А. Мордвинов (1813-1869). Вскоре после окончания Иркутской гимназии Мордвинов приехал в родной город и прожил здесь до 1846 года, успешно занимаясь историей края, этнографией бурят и тунгусов, и литературным творчеством.
Мордвинов переписывался с некоторыми из декабристов и пересылал им книги. А собрания художественной литературы, принадлежавшие Мордвинову, мало уступала тому, что было в известной тогда декабристам здешней библиотеке Юренских.
С 1841 года у Мордвинова завязалась дружеская переписка с декабристом В.К. Кюхельбекером, жившем в Акше. Поводом для начала переписки послужил интерес Кюхельбекера к новым журналам и книгам. Мордвинов обращался нему вполне по-дружески. Кюхельбекер с большой теплотой относился к своему нерчинскому другу и посвятил ему послание.
Мордвинов переписывался также с Д.И. Завалишиным. В одном из писем этот декабрист "увещевал молодых людей не поддаваться пустой и разгульной жизни, обычной тогда в Сибири, и в особенности в Нерчинске".
После Нерчинска Мордвинов служил в Енисейске и Иркутске, а 1862 года в Чите в должности вице-губернатора. В сентябре 1869 года он покончил жизнь самоубийством. Причиной этому были обнаруженные ревизией "послабления", которые Мордвинов оказывал ссыльным.
В Нерчинске и Иркутске Мордвинов пользовался большим авторитетом как знаток Восточной Сибири и широко образованный человек. Статьи по этнографии бурят и тунгусов, по истории Забайкалья публиковались Мордвиновым в "Отечественных записках", "Современнике", "Москвитянине" и других.
С середины 30-х годов разностороннюю литературно-краеведческую работу в Нерчинске начал М.А. Зензинов - один из выдающихся знатоков и исследователей Забайкалья.
Основные его интересы сосредоточились на ботанике и медицине. Не получив достаточной школьной подготовки, Зензинов страстно стремился к знаниям, книгам. Всю жизнь его особенно угнетало слабое знание грамматики.
Развитию Зензинова в немалой степени способствовали дружеские связи с Мордвиновым, Н. Поповым и другими членами нерчинского кружка. Во время поездки в "сибирский Гамбург" - Кяхту Зензинов встречался там с А.И. Орловым - другом декабристов, с известным знатоком Китая Н.Я. Бичуриным и другими.Ему неоднократно приходилось встречаться и с декабристами (в Селенгинске, по пути в Кяхту - с братьями Бестужевыми, в Чите - с Д.И. Завалишиным, в Петровском Заводе - с М.А. Бестужевым и И.И. Горбачевским).
Библиотека Зензинова, на которую он тратил последние деньги, была весьма богата научными сочинениями; среди них были книги полученные от декабристов. Он много хлопотал о разрешении приобрести библиотеку умершего декабрист М.С. Лунина и очень сожалел, когда в этом было отказано. Интересуясь ботаникой, Зензинов переписывался с виднейшими естествоиспытателями России, собирал разнообразные коллекции, вел агрономические опыты, сажал в Нерчинске волжские дубы, занимался изучением народной медицины и даже лечебной практикой. Зензинов свободно владел бурятской и тунгусской речью и некоторыми туземными диалектами, и поэтому у него было немало знакомых среди разноплеменного населения Даурии. Почти все свои публикации он посвящал Сибири.
К началу 50-х годов Зензинов стал одним из самых авторитетных краеведов Забайкалья.
Возникновение феодальных отношений в странах Азии и Африки
Феодальные отношения развивались во всех странах мира и господствовали в течение многих столетий. Особенно длительным было их существование у народов Азии и Африки, где они сохранились полностью или в форме значительных пережитков еще в нашем веке. Общие закономерности феодальной формации проявлялись во множестве разнообразных форм и ви ...
Равенство общественно-политических сил в Юго-Западной Руси и его следствия
На юго-западе Руси, в Галиции и на Волыни князь и княжеская власть имели общие черты. Боярство и княжеская власть развивались как равные общественно-политические силы. На Волыни и в Галиции продолжалась традиция институтов княжеских тысяцких и воевод. В первой трети XIII в. князья поручали исполнение военных, дипломатических и администр ...
Система городского самоуправления и судебных
органов в городах Германии
В Германии местность, где строили город, обозначали особым знаком, под названием Weichbild (weich, лат. vicus – «поселение», bild – «знак, образ»). Он представлял собою крест с мечом или перчаткой и колонну Роланда. Вот как описано его происхождение в «Саксонском вайхбильде»: «Тогда он (король) подтвердил им права и предложил им руку. Т ...