Присоединение Новгородского княжества к Московскому государствуСтраница 1
Важным событием княжение Иоанна III было присоединение Новгорода к Московскому государству. Это событие готовилось уже предшественниками великого князя, начавшими собирание Русской земли в одно целое, и он должен был это завершить. Новгородцы видели эту опасность и, чувствуя, что не могут бороться с Москвою, решились отдаться Казимиру, королю польскому и великому князю литовскому. Главными сторонниками казимира были Марфа-посадница, вдова умершего посадника Исаака Борецкого, и ее сыновья. По их настоянию к королю был отправлен посол, при посредстве которого Казимир заключил договор со всем великим Новгородом, принимая его под свое покровительство и обещая не стеснять старинной вольности новгородской. Иван Васильевич, узнав об этом, испробовал прежде мирное средство и послал грамоту новгородцам, в которой убеждал их опомниться и не отдаваться в руки латинству. В этом же духе написал им и митрополит московский Филипп. Но увещевания не помогли. Тогда великий князь собрал большое войско и выступил против Новгорода. Его войско стало в 120-ти верстах от Новгорода и ждало челобитья. Сначала новгородцы хотели обороняться, но когда цены на хлеб у них поднялись и гонец, посланный к Каземиру с просьбою о помощи, вернулся ни с чем, тогда новгородцы смирились, и нареченный владыка их Феофил приехал в стан великокняжеский с челобитьем. Иван Васильевич согласился простить Новгороду его вину, но с тем чтобы новгородцы обязались не входить в сношения с Литвою, не принимать от нее ни князей, ни наместников, ставить своих владык не иначе как в Москве, у гроба св. Петра, и заплатить великому князю 15 тысяч рублей. Новгородцы приняли эти условия, а великий князь по заключении договора вернулся в Москву. Казалось бы, все уладилось, но внутренние беспорядки не прекращались в Новгороде. Кто был побогаче, покупал голоса на вече, достигал должности посадника, а затем другая партия усиливалась, опять сзывалось вече, предыдущая партия с ее главою низлагалась и выдвигалась новая. Все это сопровождалось кровопролитиями, целые улицы новгородские враждовали между собою и победившие грабили побежденных. Однажды обиженные обратились с жалобою на обидчиков в Москву. Великий князь сам приехал в Новгород и через владыку велел собрать народ, который хочет дать управу обиженным и поэтому требует, чтобы обе стороны явились к нему на суд. Обиженные оказались по суду правыми, а виновные были схвачены и отправлены под стражею в Москву. В эту свою поездку в Новгород великий князь не нарушил ни одного из старых обычаев новгородских, но действовал в первый раз как верховный судья, и народ волей-неволей должен был примириться с этим. Вскоре после этого он нанес последний удар вольности новгородской, уничтожив его вече, которым решались в Новгороде все его дела.
В Москву явились двое новгородских послов и в челобитье своем назвали Ивана Васильевича государем, а не господином, как это водилось прежде. Великий князь послал в Новгород спросить, какого они хотят государства? Там собрали вече, убили послов, ездивших в Москву, как изменников, перебили еще много народу и послали сказать Ивану Васильевичу, что государем его не зовут, а зовут по-прежнему господином. Великий князь прогневался. На общем совете было решено идти походом на Новгород. Новгородцы решили защищаться и укрепились так хорошо, что великий князь не решился брать город приступом и хотел держать его в осаде, пока голод не заставит осажденных сдаться. Между тем в Новгороде опять разделились две партии: одни хотели биться, другие нет. Наконец пришли послы с повинною, что Новгород действительно посылал в Москву послов, которым велено назвать великого князя государем, а потом заперся. В результате этого противостояния новгородцы вынуждены были согласиться на все требования Ивана Васильевича. Двор Ярославов был очищен для великого князя, и написана присяжная запись, по которой все новгородцы должны были целовать крест великому князю. Вече было уничтожено, должность посадников тоже, и вся область Новгородская, простиравшаяся на северо-восток до Ледовитого океана, была присоединена к Московскому государству. Вслед за тем в Москву была послана грамота, в которой говорилось, что великий князь привел отчину свою, великий Новгород, в свою волю и стал в нем государем таким же, как и в Москве. После этого великий князь вернулся в Москву, а за ним привезен был туда вечевой колокол славного некогда Новгорода. На колокольне Ивана Великого висит в настоящее время в числе немногих старых колоколов новгородский колокол XI века, перелитый, как предполагают, из вечевого. В память покорения Новгорода великий князь выстроил в Москве деревянную церковь Успения на Бору.
Культурные процессы в индийских государствах.
В Древней Индии очень высокого развития достигла философия. Наиболее известной школой древнеиндийских материалистов была локаята. Локаятики выступали против основных положений других философских школ, в том числе против идеи религиозного освобождения и всесилия богов. Основным источником познания они считали чувственное восприятие. Боль ...
Значение принятия христианства.
Принятие Русью христианства явилось прогрессивным шагом и имело важные последствия. Правящие классы Руси получили мощную идеологию для укрепления господства, а христианская церковь, будучи разветвленной политической организацией, духовно освящала и всячески поддерживала новый строй. Принятие христианства идеологически закрепляло единств ...
Буржуазно-революционное движение в Турции. Комитет «Единение и прогресс»
Подобные условия развития промышленности и торговли ставили в очень тяжелое положение турецкую буржуазию, жестко ограничивали возможности ее развития. Поэтому несмотря на поражение «новых османов», несмотря на жестокий режим Абдул-Хамида II, значительная часть буржуазной интеллигенции не теряла надежд на восстановление конституции. В ко ...