Причинно-следственный механизм «цепной реакции» реформ 60 – 70-х гг.Страница 3
Судьба реформ оказалась драматичной. Сами по себе половинчатые и непоследовательные, они тут же по принятии были вырваны из рук составителей и переданы для реализации их врагам. Концепция реформ, разработанная либеральной бюрократией, оказалась под ударом с первых лет их проведения в жизнь, механизм гарантий был уязвим и слаб, тогда как традиционная феодальная государственность сильна. Реформа 1861 г., отменив крепостное право, не решила земельного вопроса, а завязала новый гордиев узел, который не разрубили даже две буржуазные революции.[29]
Некоторые проекты так и не прошли.
Впервые в России закон о подоходном налоге был принят 6 апреля 1916 г. в разгар мировой войны и финансового кризиса. Но возник он на полвека ранее, на рубеже 1850-1860-х гг., как одна из составных частей программы буржуазных реформ. Кроме экономического, вопрос о подоходном налоге имел еще социальный и политический аспекты. С его введением в систему налогообложения включалось бы дворянство, пользовавшееся правом податной неприкосновенности. Исследователь проблемы В. Г. Чернуха небезосновательно отмечает, что такая правительственная мера могла быть чревата недовольством большей части дворянства, и так ослабленного реформой 1861 г.[30]
Правительство после длительного обсуждения всех проектов и мнений, высказанных на местах, не предприняло практических действий. Была создана комиссия П.А. Валуева для обсуждения реформы, мнение большинства ее членов склонилось в пользу коренных преобразований, но при этом члены комиссии поставили под сомнение вывод земств о бедственном положении крестьянства, мнение губернаторов и губернских присутствий были названы «неопределительными и бездоказательными».21 В итоге было решено провести серию последовательных, разделенных во времени налоговых реформ. Однако комиссия, как отмечает В. Г. Чернуха, сделала еще один вывод – о ненужности привлечения земств к обсуждению реформ.[31]
Революция 1789—1794 гг. и становление конституционного строя
Революция 1789—1794 гг. по существу была неизбежной, поскольку продолжающее нести на себе бремя феодальных представлений и институтов французское общество зашло в тупик. Абсолютная монархия не смогла предотвратить неуклонно нараставший экономический, социальный и политический кризис. Главной помехой на пути дальнейшего развития Франции ...
Глава восьмая О народных комиссариатах Союза Советских
Социалистических Республик
49. Для непосредственного руководства отдельными отраслями государственного управления, входящими в круг ведения Совета Народных Комиссаров Союза Советских Социалистических Республик, образуется 10 народных комиссариатов, указанных в ст. 37 настоящей Конституции, действующих на основе Положений о народных комиссариатах, утвержденных Цен ...
Глава десятая О союзных республиках
64. В пределах территории каждой союзной республики, верховным органом власти последней является съезд советов республики, а в промежутках между съездами - ее центральный исполнительный комитет.
65. Взаимоотношения между верховными органами власти союзных республик и верховными органами власти Союза Советских Социалистических Республик ...