Сербия в XVI–XVIII вв. Положение сербского народа под властью Османской
империиСтраница 3
Изменения в общественно-экономическом строе Османской империи сопровождались социальной напряженностью, как в городе, так и в деревне, что еще больше усиливало религиозный антагонизм между мусульманами и христианами.
На протяжении XVII–ХVIII вв. в Сербии не раз вспыхивали восстания. Они проявлялись в двух основных формах: в гайдуцком движении – партизанской борьбе против своих поработителей и восстаниях против турецкого правительства и феодалов. Во время турецкого господства существовали районы, где постоянно обитали гайдуцкие отряды (четы). Однако их разрозненные выступления не приносили успеха, поэтому сербы стремились соединить свои антиосманское выступления с войнами, которые вели европейские государства против Турции.
Сербские земли в период австро-турецких войн в конце XVI–ХVIII вв.
В конце XVI в. Австрия, Испания, Итальянские государства, римская курия начали оказывать более действенный отпор экспансии Турции.
В 1593 г. султан Мурад III начал войну против Австрии. Император Рудольф II вынужден был воевать без союзников, надеясь на то, что покоренные народы будут содействовать австрийцам в этой войне. И они не ошиблись в своих расчетах. Уже в 1594 г. на борьбу против османов поднялись сербы области Банат. К концу года, достигнув довольно внушительных побед, повстанцы все же не смогли противостоять регулярным турецким войскам, и восстание было разгромлено. В течение 1597–1598 гг. в различных районах Южной Сербии вспыхивали восстания.
В первой половине ХVII в. Габсбурги старались сохранять с Портой мирные отношения, однако уже со второй половины ХVII в. Турция почти беспрерывно вела войны против Венеции, Габсбургов, Польши и России.
После перехода части Украины под власть России последняя стала противодействовать татаро-турецкой агрессии на своих южных границах. Борьба за выход к Черному морю приобретала первостепенное значение в ее внешней политике. В связи с этим усилился интерес к судьбе угнетенных православных народов. Покровительство русской православной церкви стало одним из путей распространения русского политического влияния на сербов. Поездки в Москву духовных лиц, в том числе и печского патриарха Гавриила, способствовали установлению политических связей сербов с русским двором.
Вступление России в «Священную лигу» в 1687 г. оживило надежды сербов и других православных народов на освобождение. В этом же году высшим сербским духовенством была сделана попытка установить связи с русским правительством. В 1688 г. в Москву прибыл архимандрит Исаия с грамотами от валашского господаря и печского патриарха Арсения III Черноевича. В грамотах описывалось тяжелое положение православных народов в Турции, и содержались просьбы двинуть против нее русские войска для освобождения христианских народов.
В 1688 г. в результате очередной австро-турецкой войны австрийскими войсками был взят город Белград. Сербские повстанческие отряды активно участвовали в боевых действиях против турков. В северо-восточной Сербии в 1689 г. действовал отряд под руководством Г. Бранковича, который сумел освободить большую часть северных сербских земель. Одновременно австрийские войска продвигались в глубь сербских земель, получая большую помощь от гайдуков и местных жителей. В конце 1689 г. правительство Османской империи фактически потеряло власть над Сербией и северной Македонией. Однако эти успехи были недолгими, вскоре крупные военные силы турок разгромили повстанцев и заставили отступить австрийские войска. Вместе с войсками, спасаясь от мести, стало уходить и мирное население.
Возвращение турок сопровождалось неслыханной по жестокости расправой над местным населением. В сербских источниках того времени описания турецкой мести возводятся до масштабов разорения и гибели всей земли сербской. Вслед за отступающей австрийской армией огромные толпы беженцев двинулись на север к Белграду, а затем начали переправляться через Дунай и Саву и распространяться по южным пределам бывшего Венгерского королевства. Вместе с беженцами покинул Сербию и патриарх Арсений III Черноевич.
Это так называемое «великое переселение» сербов было самой массовой миграцией (около 70 тыс.), и сыграло большую роль в истории сербского народа. В результате опустели обширные районы Центральной и Южной Сербии. Впоследствии эти земли (Косово и Метохия) были заселены албанцами-мусульманами. Принципиальное значение имел факт массового участия в переселении сербского духовенства вместе с патриархом Черноевичем. Духовенство продолжало играть доминирующую роль на территории расселения беженцев в Австрийской монархии. Здесь стали создаваться новые православные епархии, строиться внушительные соборы. Наличие этой хорошо организованной структуры было важно с точки зрения сохранения этнической обособленности и самобытности сербского меньшинства в чужой национальной и религиозной среде. Полученные от австрийского императора в ходе переселения привилегии давали сербам определенный юридический статус в многонациональном австрийском государстве. Впоследствии эти земли, названные Воеводиной, стали сосредоточением духовной и национальной жизни всего сербского народа.
Введение.
Я — Хаммурапи, царь справедливости, которому Шамаш даровал правду! Мои слова отменны, мои деяния не имеют равных! Только для неразумного они — пустое, но мудрому они созданы для соблюдения. Законник Хаммурапи.
Древний Восток стал первым регионом в мировой истории, где появились письменные источники права. Раннее появление царского зако ...
Специфика российских городов конца XIX – начала XX в. в
отечественной историографии. Урбанизация и модернизация как исторические явления: соотношение
понятий в исторической литературе
С точки зрения кардинальной смены технологических способов производства человеческая история знает две величайшие революции. Первая связана с заменой собирательства и пастушества земледелием (неолитическая), вторая – с переходом от аграрного общества (традиционного) к индустриальному или современному. Несмотря на то, что большинство исс ...
Как же шло возвышение Московского княжества?
При Иване Калите Москва была владением второстепенным и заключала в себе не более шести городов и менее шестисот миль территориального владения. При Иване III, через какие-нибудь сто пятьдесят лет, Московское княжество простиралось уже на пятнадцать тысяч квадратных миль. Это возрастание шло двояким путем - примыслов или путем завоевани ...