Леонардо да ВинчиСтраница 1
" Где больше чувства, там в нас, мучениках, больше муки ."
Леонардо да Винчи
Леонардо да Винчи (15.04.1452, Винчи, близ Флоренции.- 2.5.1519, замок Клу, близ Амбуаза, Турень, Франция), итальянский живописец, скульптор, архитектор, ученый и инженер. Родился в семье богатого нотариуса. Сочетая разработку новых средств художественного языка с теоретическими обобщениями, Л. да Винчи создал гармонический образ человека, отвечающий гуманистическим идеалам; тем самым он подытожил опыт кватроченто и заложил основы искусства Высокого Возрождения.
Сложился как мастер, обучаясь у Андреа дель Верроккьо (1467 - 72). Методы работы во флорентийской мастерской кватроченто, где художественная практика была сопряжена с техническими экспериментами, а также сближение с астрономом П.Тосканелли способствовали зарождению научных интересов юного Л. да Винчи. В ранних произведениях (голова ангела в "Крещении" Верроккьо, после 1470 г., "Мадонна Бенуа", около 1478 г.) Л. да Винчи развивает традиции кватроченто, подчеркивая плавную объемность форм мягкой светотенью, иногда оживляя лица едва уловимой улыбкой. Фиксируя результаты бесчисленных наблюдений в набросках, эскизах исполненных в различных техниках Л. да Винчи добивается большой остроты передачи мимики лица (прибегая порой к гротеску), а физические особенности и движения человеческого тела приводит в идеальное соответствие с духовной атмосферой композиции. На службе у правителя Милана Лодовико Моро (с 1481 или 1482) Л. да Винчи выступает в роли военного инженера, гидротехника, организатора придворных феерий.
На этот же период приходится и творческий расцвет Леонардо - живописца. В "Мадонне в скалах" (1483-94 г., Лувр, Париж) излюбленная Л. да Винчи тончайшая светотень играет роль духовно-связующего начала, подчеркивающего теплоту отношений близких людей; персонажи представлены здесь в окружении причудливого скалистого пейзажа, в котором отражены геологические наблюдения Л. да Винчи. В трапезной монастыря Санта-Мария делле Грацие Л. да Винчи создает роспись "Тайная вечеря" (1495-97); высокое этическое содержание росписи выражено в строгих математических закономерностях её композиции, подчиняющей себе реальное архитектурное пространство, в предельно ясной системе жестов и мимики персонажей. "Тайная вечеря" знаменует одну из вершин в развитии всего европейского искусства.
В феврале 1505 года Флоренция - город художников и ценителей живописи - переживает особое событие. Распахнулись двери Старого дворца, толпа граждан заполнила зал Советов и замерла перед двумя работами: Леонардо и молодого таланта Микеланджело Буонарроти. В "Битве при Ангиари" (так назывался картон Леонардо) он создал потрясающий образ войны. И здесь художник подлинный новатор в своей картине выразил ненависть к войне, показал весь её ужас в то время как живописцы на протяжении веков славили битвы и их героев.
Светский красавец в годы своей молодости и расцвета, обаятельный мастер на склоне лет, своенравный и упрямый, как и в юности, Леонардо всегда оставался первопроходцем в творчестве - художественном и научном.
В портрете Моны Лизы ("Джаконда"; ок. 1503 г., Лувр) образ богатой горожанки предстает воплощением возвышенного идеала женственности, не теряя при этом интимно-человеческого обаяния; важным элементом композиции становится космически обширный пейзаж, тающий в холодной дымке.
Преодолевая временное разочарование в живописи, Леонардо в 1501-1502 годах выполняет картон "Св. Анна". Впечатление зрителей-флорентийцев от этого произведения мастера было огромным.
Слава художника у современников достигает своей вершины. Многие сильные мира сего добиваются, чтобы Леонардо выполнил их заказ, но тот остается равнодушным к их предложениям.
Важнейшим источником для изучения воззрений Л. да Винчи являются его записные книжки и рукописи (ок. 7 тыс. листов). Сам Л. да Винчи не оставил систематического изложения своих мыслей. "Трактат о живописи", составленный после смерти Л. да Винчи его учеником Ф.Мельци и оказавший огромное влияние на европейскую художественную практику и теоретическую мысль, состоял из отрывков, во многом произвольно извлеченных из контекста его записок. Для самого Л. да Винчи искусство и наука были связаны неразрывно. Отдавая в "споре искусств" пальму первенства живописи Л. да Винчи понимал ее как универсальный язык (подобно математике в сфере наук), который воплощает посредством пропорций и перспективы все многообразные проявления разумного начала, царящего в природе.
Как ученый и инженер Л. да Винчи обогатил проницательными наблюдениями почти все области науки того времени, рассматривая свои заметки и рисунки как подготовительные наброски к гигантской энциклопедии человеческих знаний. Скептически относясь к популярному в его эпоху идеалу ученого-эрудита, Л. да Винчи был наиболее ярким представителем нового, основанного на эксперименте естествознания. Особое внимание Леонардо да Винчи уделял механике, называя ее "раем математических наук" и видя в ней главный ключ к тайным мироздания; он сделал попытки определить коэффициенты трения и скольжения, изучал сопротивление материалов, занимался гидравликой. Многочисленные гидравлические эксперименты помогли Леонардо да Винчи правильно описать равновесие жидкости в сообщающихся сосудах.
Историческое значение турецкой революции
Вооруженная борьба против чужеземных захватчиков являлась той общей целью, которая объединила весь турецкий народ и позволила анатолийской буржуазия захватить гегемонию в народном движении. После изгнания греческой армии из Анатолии, когда общая цель была достигнута, дальнейшие пути различных классов, входивших в прежде единый националь ...
Структура и компетенция государственных органов
Образование СССР означало возникновение нового государства с соответствующим государственным механизмом. Поскольку Советский Союз объединял уже вполне сложившиеся республики, у него не было необходимости создавать всю систему государственных органов снизу доверху. Органы власти и управления Союза строились с учетом опыта, накопленного р ...
Соловьев Сергей
Михайлович
Соловьев Сергей Михайлович (5.05.1820 - 4.10.1879)
Русский историк, родился в Москве в семье священника. В 1842 году окончил Московский университет. В 1845 году начал читать курс русской истории в Московском университете и защитил магистерскую диссертацию, а в 1847 году - докторскую. С 1847 года профессор Московского университета.
В 18 ...