Посадские люди
Процесс восстановления, возрождения затронул после Смуты и ремесло, промышленность, торговлю в городах. Здесь тоже начались сдвиги, не очень крупные и решительные по масштабам, но весьма заметные.
К середине столетия в стране числилось более 250 городов, а дворов в них, пo неполным данным, - более 40 тыс. Из них в Москве 27 тыс. дворов. Принадлежали они ремесленникам и торговцам (8,5 тыс.), стрельцам (10 тыс.), боярам и дворянам, церковникам и богатым купцам.[11]
Крупные города располагались на важных торговых путях по Волге (Ярославль, Кострома, Нижний Новгород, Казань, Астрахань), Двине и Сухоне (Архангельск, Холмогоры, Соль Вычегодская, Устюг Великий, Вологда, Тотьма), к югу от Москвы (Тула, Калуга), на северо-западе (Новгород Великий, Псков), северо-востоке (Соль Камская). В них насчитывалось более 500 дворов в каждом. Многие средние и мелкие города были, по существу, крепостями (в южных, поволжских уездах), но и в них постепенно появились посады - предместья, населенные торгово-ремесленным людом.
Население городов в первой половине столетия выросло более чем в полтора раза. Несмотря на скромную долю торговцев и ремесленников в общем количестве жителей России, они играли весьма существенную роль в ее хозяйственной жизни. Среди посадских людей мы видим русских и украинцев, белорусов и татар, мордву и чувашей и т.д.
Ведущий центр ремесленного, промышленного производства, торговых операций - Москва. Здесь в 40-е годы работали мастера металлообработки (в 128 кузницах), мехового дела (примерно l00 мастеров), изготовления различной еды (около 600 человек), кож и кожаных изделий, одежды и головных уборов, много другого - всего, что нужно большому многолюдному городу.[12]
В меньшей, но достаточно заметной степени ремесло развивалось и в других городах России. Значительная часть ремесленников работала на государство, казну. Часть ремесленников обслуживала нужды дворца (дворцовые) и живших в Москве и других городах феодалов (вотчинные ремесленники). Остальные входили в посадские общины городов, несли (тянули, как тогда говорили) различные повинности и платили налоги, совокупность которых называлась тяглом. Ремесленники из посадских тяглецов от работы по
заказу потребителя зачастую переходили к работе на рынок, и ремесло, таким образом, перерастало в товарное производство. Появилась и простая капиталистическая кооперация, применялся наемный труд. В наемники к разбогатевшим кузнецам, котельникам, хлебникам и другим шли бедные посадские люди, крестьяне. То же происходило на транспорте, речном и гужевом.
Развитие ремесленного производства, его профессиональной, территориальной специализации вносит большое оживление в
хозяйственную жизнь городов, торговые связи между ними и
их округами. Именно к XVII
в. относится начало концентрации местных рынков, складывания на их основе всероссийского рынка. Гости и
другие богатые купцы появлялись со своими товарами во всех концах страны и за ее рубежами. В
годы Смуты и
после нее они не раз ссужали власти деньгами.
Богатеи из купцов, ремесленников, промышленников заправляли всем в посадских общинах. Перекладывали главную тяжесть сборов и
повинностей на посадскую бедноту - мелких ремесленников и торговцев. Имущественное неравенство приводило к социальному; рознь между «лучшими» и «мень
шими» посадскими людьми не раз давала о себе знать в повседневной жизни городов, особенно во время городских восстаний и гражданских войн «бунташного века».
В городах издавна проживали на дворах и в слободах, принадлежавших боярам, патриарху и прочим
иерархам, монастырям, их крестьяне, холопы, ремесленники и
пр. Занимались они, помимо обслуживания владельцев,
и торговлей, ремеслами. Причем, в
отличие от посадских тяглецов, подати не платили и повинности в
пользу государства не несли. Это освобождало принадлежавших боярам и
монастырям людей, в данном случае - ремесленников и торговцев, от тягла, «обеляло» их, по тогдашней терминологии.
Посадские люди на Земских соборах, в челобитных требовали вернуть всех людей, занимающихся ремеслом и торговлей, в посадские общины, к посадскому тяглу.
Государственное устройство царства Селевкидов
Самым крупным из эллинистических государств было царство Селевкидов, которая в период своего расцвета охватывала большую часть тех территорий, которые ранее входили в состав державы Александра Македонского. Оно простиралось от Эгейского моря на западе до Индийского субконтинента на востоке и включало южную часть малой Азии, Сирию, Месоп ...
Культура России во второй половине XIX в.
Падение крепостного права означало начало нового, капиталистического периода в истории России. Капитализм внес существенные перемены в жизнь общества: преобразовал хозяйственно-экономический строй, изменил социальный и духовный облик населения, его быт, условия жизни, способствовал росту культурных потребностей.
Капитализм в целом созд ...
Обувь
Мужчины носят высокие сапоги из черной кожи с отвернутыми голенищами желтого цвета. С костюмом, предназначенным для бала, принято надевать открытые кожаные туфли на невысоком каблуке. Женская обувь в стиле ампир представляет собой удобные остроносые туфельки без каблуков, с неширокими лентами, обвивающими крест-накрест лодыжку. ...