Вклад потребительской кооперации в победу над
фашистской ГерманиейСтраница 1
К началу войны потребительская кооперация имела определенные товарные запасы и денежные средства, что давало возможность пережить трудности переходного периода перестройки работы на военный лад.
В условиях обострения продовольственной проблемы руководство потребсоюзов приняло решение о мероприятиях по экономии расходов хлеба. Была проведена сплошная проверка правильности выдачи хлебных карточек по категориям и группам населения в сельских местностях. Продажа хлеба должна была производиться только по хлебным карточкам или по спискам снабжения в соответствии с установленной нормой (рабочим - 600 г. хлеба в день, служащим, иждивенцам и детям -400)2. Категорически был запрещен отпуск хлеба по запискам, от кого бы они ни исходили. Была прекращена продажа хлеба в столовых, чайных и буфетах без карточек к обедам или к отдельным блюдам. Большую роль в обеспечении населения питанием в военное время играли столовые, которые создавались в системе облпотребсоюзов. Конечно, и предприятиям общепита приходилось преодолевать серьезные трудности, вызванные недостатком продуктов, транспорта, квалифицированных кадров и т.д. Тем не менее, оборот предприятий кооперативного общепита шел на уровне довоенных лет, а иногда и превышал его. Работа столовых была серьезным подспорьем для населения. В системе предприятий общественного питания облпотребсоюзов существовали и столовые, обслуживающие спецконтингент – остро нуждающиеся семьи военнослужащих, сирот и инвалидов Отечественной войны.
Одной из самых значительных проблем, с которыми столкнулась потребительская кооперация в военный период, было получение фондовых промышленных товаров от предприятий. Как правило, промышленные предприятия не выполняли условия отгрузки товаров в адрес потребительской кооперации, но требовали, чтобы кооперативы вывозили свои фонды собственными средствами. Однако в условиях военного времени эти средства были крайне ограничены. Значительная часть автопарка была изъята на военные нужды, оставлены были только те машины, которые исчерпали свой ресурс или нуждались в ремонте. Большую проблему представляло и горючее для машин, которое было строго лимитировано. Поэтому основным видом транспорта в военное время стали лошади. Посылать гужевой транспорт за товарами приходилось на значительные расстояния, на десятки и сотни километров. Нередкими были случаи, когда промышленные базы не выполняли своих обязательств. Такие базы как Главсахар, Главпарфюмерия, Росглавкондитер не только не занимались отгрузкой товаров в районы, но и не упаковывали товары и не выделяли свою тару. В результате транспорт много простаивал в ожидании товаров и даже возвращался порожняком.
Непросто было получить фондовые товары даже в том случае, когда наряды давались непосредственно на промышленные предприятия. Руководство предприятий ставило условием отпуска товаров использование кооперативного транспорта для своих нужд.
Учитывая подобную ситуацию, облпотребсоюзы разрабатывали планы развития собственных предприятий по выработке товаров широкого потребления и продовольствия из местного сырья. На таких предприятиях производились: мебель, щепные товары (деревянные грабли, лапти, дуги, корыта и др.), кузнечно-ковочная продукция, жестяно-крашеная и гончарная посуда, швейная галантерея, обувь, одежда, стройматериалы. Продолжали свою работу и хлебопекарни даже, несмотря на тот факт, что они не выполняли нормы выпечки хлеба и были убыточны. Тем не менее, потребность в хлебе была настолько велика, что им выделялись дополнительные денежные ресурсы.
Безусловно, одной из важнейших функций потребительской кооперации является заготовительная деятельность. Ее значение особенно повысилось в военные годы. Первостепенное внимание уделялось закупке у колхозов и сельского населения зерновых культур и картофеля (сверх обязательных поставок). Большая часть заготовленных сельхозпродуктов направлялась в Красную Армию и на нужды оборонных заводов.
Вторая пятилетка (1933-1937гг.)
Сохранил в начале 1934г тенденцию на приоритетное развитие тяжелой промышленности
В ущерб отраслям легкой промышленности. Его главная экономическая задача - завершение реконструкции народного хоз-ва на основе новейшей техники для всех его отраслей. Плановые задачи в области индустрии были более умеренными по сравнению с планами 1й пяти ...
Мануфактуры
Заметный рост русского ремесла в XVII в., превращение значительной его части в мелкое товарное производство, укрупнение, использование наемного труда, специализация отдельных районов страны, появление рынка рабочей силы создали условия для развития мануфактурного производства.
Увеличилось число мануфактур – крупных предприятий, основан ...
Почитание преподобного и канонизация.
Почитаемый при жизни стал еще более чтим по своей мученической кончине. “Спустя несколько лет, жители Вологды, видя различные чудеса совершавшиеся при гробе страдальца, вспомнили его совет и построили храм Знамения Богоматери, как и завещал старец”[Тро.,с.31]. Над самой могилой преподобного в 1627 г. была построена деревянная часовня, а ...