Культура России во второй половине XIX в.
Падение крепостного права означало начало нового, капиталистического периода в истории России. Капитализм внес существенные перемены в жизнь общества: преобразовал хозяйственно-экономический строй, изменил социальный и духовный облик населения, его быт, условия жизни, способствовал росту культурных потребностей.
Капитализм в целом создал условия для более высокого культурного уровня общества, расширял объективные социальные возможности для овладения культурой значительных общественных слоев.
Капиталистическая эпоха, требовавшая определенного уровня культуры в сфере материального производства, способствовала ускорению процесса демократизации культуры в целом. В пореформенное время была расширена сфера образования, фактически создана силами земства народная школа. Значительно выросла техническая высшая школа, повысился интерес к книге, увеличилась читательская среда, изменился социальный облик читателя.
Однако капиталистическая эпоха в истории России была непродолжительной - капитализм как социально-экономическая формация существовал немногим более полувека. Самодержавие, являясь феодальной политической надстройкой и в пореформенную эпоху, принципиально не изменило своего отношения к культуре, особенно к проблеме просвещения народа.
Развитие культуры во второй половине XIX - начале XX в. не было равномерным процессом. Его внутренние этапы определяли подъемы и спады в общественно-политической борьбе.
Культура, являясь важнейшей системой общественной жизни, аккумулировала идеи эпохи. Духовная жизнь при капитализме продолжала сохранять классовый характер. Класс выступал носителем и создателем идеалов, ценностных ориентации, этических и эстетических норм жизни. Поэтому, только будучи выразителем общественного прогресса, этот класс мог формировать общечеловеческие ценности и тем самым отражать потребности национального развития.
Именно в таком положении в пореформенную эпоху оказалась русская буржуазия, которая при отсутствии революционности объективно была прогрессивной силой. В.И. Ленин отмечал, что в 40-60-е годы XIX в., когда "новые общественно-экономические отношения и их противоречия. были еще в зародышевом состоянии", "никакого своекорыстия. тогда в идеологах буржуазии не проявлялось.". Антифеодальная, буржуазно-демократическая направленность идейной борьбы того времени определяла общечеловеческую значимость создаваемых культурных ценностей, буржуазных по своей сущности.
Капитализм с его стремлением к расширению хозяйственно-экономических связей отдельных, в том числе и национальных, регионов способствовал усилению общения народов России не только в сфере экономической, но и общественно-культурной, что лежало в основе единства историко-культурного процесса в России в эпоху капитализма. Важность взаимных контактов, идейной близости с русской культурой, прежде всего литературой, неоднократно подчеркивали многие деятели национальных культур. "Каждого из нас, - писал один из основоположников новой грузинской литературы, просветитель Илья Чавчавадзе, - вырастила русская литература".
Но не только русская культура положительно воздействовала на развитие национальных культур. Национальные мотивы питали творчество многих русских писателей, художников, композиторов.
Раннефеодальное государство восточных славян - Киевская
Русь. Формирование древнерусской народности. Русская земля. Основание и развитие Киева
Как вы уже знаете, возникновение классов и развитие феодальных отношений у древних восточных славян обусловили перерастание их племенных союзов в государственные объединения - княжества. Так, в Среднем Поднепровье сформировалось государственное объединение племен полян (русов), северян и уличей под общим названием "Русь" или & ...
Семибоярщина (1610-1613гг.).
Летом 1610г в Москве произошел переворот, дворяне свергли Шуйского с престола и насильно постригли его в монахи. Власть захватила группа бояр во главе с Мстиславским. Новое правление сост. Из 7 бояр, откуда и пошло название "Семибоярщина". В августе 1610г бояре пустили в Кремль войска интервентов и заставили Москву принести пр ...
Камера-обскура
Первое описание камеры-обскуры (темной комнаты), предназначенной для зарисовки окружающего мира, встречается в "Книге Оптики", написанной в 1021 г. арабским учёным Ибн аль-Хайтамом. Так, средневековые феодалы строили в своих замках темные комнаты. В стене такой комнаты оставлялось отверстие на улицу. Величина отверстия соразме ...