Хрущёвская оттепель.
Страница 2

Внешняя политика СССР 1953 - 1964гг. Карибский кризис.

Во внешней политике после смерти Сталина противоборствовали две стратегии. Первая из них, защищаемая министром иностранных дел В.М. Молотовым, исходила из того, что общий курс советской внешней политики, основанный на идее непрерывной и неизбежной борьбы между блоками, должен был остаться прежним. Главная задача внешней политики СССР, считали сторонники этой стратегии, - дальнейшее укрепление социалистического лагеря и руководящей роли в нём первой страны социализма.

Вторая стратегия, впервые высказанная Г.М. Маленковым и поддержанная Н.С. Хрущевым и А.И. Микояном, исходила из более оптимистических оценок, настаивая на благоприятном соотношении сил для СССР, признавала возможность мирного сосу-ществования двух блоков, а также "зоны мира" в лице стран "третьего мира", к которым советская дипломатия, начиная с 1954-1955 гг., стала проявлять всё большее внимание.

Положительный сдвиг в международной обстановке, наметившийся с середины 50-х годов, стал отражением процесса формирования новых подходов к решению сложных международных проблем, накопившихся за первое послевоенное десятилетие. Обновлённое советское руководство (с февраля 1957 г. в течение 28 лет министром иностранных дел СССР являлся А.А. Громыко) оценивало сталинскую внешнюю политику как нереалистическую, негибкую и даже опасную.

Важнейшими задачами СССР на международной арене являлись: скорейшее снижение военной угрозы и завершение "холодной войны", расширение международных связей, усиление влияния СССР в мире в целом. Это могло быть достигнуто лишь благодаря осуществлению гибкой и динамичной внешней политики с опорой на мощный экономический и военный потенциал (прежде всего ядерный).

Кари́бский кризис

- чрезвычайно напряжённое противостояние между Советским Союзом и Соединёнными Штатами относительно размещения Советским Союзом ядерных ракет на Кубе в октябре 1962. Кубинцы называют его "Октябрьским кризисом" в США распространено название "Кубинский ракетный кризис"

Кризису предшествовало размещение в 1961 году Соединёнными Штатами в Турции ракет средней дальности "Юпитер", напрямую угрожавших городам в западной части Советского Союза, доставая до Москвы и основных промышленных центров.

Кризис начался 14 октября 1962 года, когда самолёт-разведчик U-2 ВВС США в ходе одного из регулярных облетов Кубы обнаружил в окрестностях деревни Сан-Кристобаль советские ракеты средней дальности Р-12. По решению президента США Джона Кеннеди был создан специальный Исполнительный комитет, в котором обсуждались возможные пути решения проблемы. Некоторое время заседания исполкома носили секретный характер, однако 22 октября Кеннеди выступил с обращением к народу, объявив о наличии на Кубе советского "наступательного оружия", из-за чего в США немедленно началась паника. Был введён "карантин" (блокада) Кубы.

Вначале советская сторона отрицала наличие на острове советского ядерного оружия, затем - уверяла американцев в сдерживающем характере размещения ракет на Кубе. 25 октября фотографии ракет были продемонстрированы на заседании Совета Безопасности ООН. В исполкоме всерьёз обсуждался силовой вариант решения проблемы и его сторонники убедили Кеннеди как можно скорее начать массированную бомбардировку Кубы. Однако очередной облёт U-2 показал, что несколько ракет уже установлены и готовы к пуску, и что подобные действия неминуемо привели бы к войне.

Президент США Джон Кеннеди предложил Советскому Союзу демонтировать установленные ракеты и развернуть всё ещё направлявшиеся к Кубе корабли в обмен на гарантии США не нападать на Кубу и не свергать режим Фиделя Кастро (иногда указывается, что Кеннеди также предложил вывести американские ракеты из Турции, но данное требование исходило от советского руководства, о чём подробнее сказано в статье ниже). Председатель Совета Министров СССР и первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущёв согласился, и 28 октября начался демонтаж ракет. Последняя советская ракета покинула Кубу через несколько недель, и 20 ноября блокада Кубы была снята.

Карибский кризис продолжался 13 дней [1] . Он имел чрезвычайно важное психологическое и историческое значение. Человечество впервые в своей истории оказалось на грани самоуничтожения. Разрешение кризиса стало переломным моментом в Холодной войне и началом разрядки международной напряжённости.

Страницы: 1 2 

Социально-экономические предпосылки распада СССР. Дизентеграционные процессы в СССР
Национализм и сепаратизм проявились в первые же годы перестройки. 17–19 декабря 1986 г. в Алма-Ате под предлогом того, что на пост первого секретаря ЦК КП Казахстана вместо Кунаева был назначен Колбин, тысячи молодых казахов устроили беспорядок. Погибли двое русских дружинников, свыше тысячи человек обратились за помощью в медицинские у ...

Сказкин Сергей Данилович
Сказкин Сергей Данилович (7.10. 1890 - 14.04.1973) В 1915 году окончил историко-филологический факультет Московского университета, с 1920 г. стал преподавать в этом же университете. С 1935 г. - профессор исторического факультета, а с 1949 г. - заведующий кафедрой истории средних веков. Работу в МГУ сочетал с обширной научно - исследоват ...

Июльский кризис Временного правительства. Конец двоевластия
Решение Временного правительства о переходе в наступление на фронте, а также его компромиссное соглашение с Центральной Радой, требовавшей широкой автономии для Украины, ухудшение экономического положения вызвали новый политический кризис. Кризис разразился 2 июля выходом из правительства кадетов в знак протеста против уступок украински ...