Реформы Ивана IV и Петра IСтраница 7
В начале XVIII в. корабельные мастера, шкиперы и т. д. из Германии, Англии, Дании и других стран помогли в строительстве военно-морского и торгового флотов России.
Экономическому подъему содействовала и социальная реформа. "Табель о рангах" закрепил в определенном смысле работу, начатую административной реформой в части упразднения в 1711 г. Боярской думы и замены ее Сенатом. В управление пришли люди, способные решать задачи по преобразованию России.
Податная (налоговая), а также денежная реформы тоже имели непосредственное отношение к решению задач общеэкономических, в том числе промышленного подъема. В преддверии податной реформы с 1718 г. по 1724 г. была проведена ревизия (перепись) населения. По данным ревизии все население страны (включая Сибирь, Украину и присоединенные районы Прибалтики) составило 15,5 млн человек — вместе с женщинами и детьми. Из них 5,6 млн человек мужского пола: 5,4 млн крестьян и 183,4 тыс. посадских людей. Отныне каждый крестьянин на содержание армии должен был ежегодно вносить 74 коп., а с посадских людей на содержание флота причиталось по 1 руб. 14 коп. в год Из получаемых ежегодно от этого налога 4 млн рублей значительная часть средств шла на экипировку служивых в пехоте, вооружение, создание парка артиллерии, драгунских и рейтарских полков, первых гвардейских: Преображенского, Семеновского и Лефортовского полков. Самое активное участие в этом деле принимали ремесленники и работники мануфактур.
По сословий-податной реформе крепостными стали социальные группы, ранее бывшие свободными. Государству нужны были податные люди, беспрекословно подчиняющиеся власти. Полицейский аспект этой реформы проявился и во введении впервые для крестьян паспортов, что сдерживало затем многие годы формирование рынка свободной рабочей силы в стране. Отныне без паспорта крестьянин не мог уходить от дома далее 30 верст, а паспорт далеко не всегда ему выдавался. Таким образом, даже временные заработки становились проблематичными, а о постоянных часто вообще не было речи.
Проведена была в первой четверти XVIII в. и специальная торгово-промышленная реформа. Так можно обозначить ряд правительственных мер в области промышленности и торговли. На первом этапе, с 1700 г. по 1717 г, поощрялся купеческий капитал в промышленной сфере путем передачи купцам-предпринимателям на льготных условиях ряда построенных казной заводов, в том числе П. Демидову в 1702 г. Невьянского завода. Однако в этот период наблюдались и негативные тенденции в развитии купеческого предпринимательства. Причинами ухудшения их материального положения были: а) государство объявило монополию на добычу, производство и продажу соли и табака; б) с созданием порта и биржи в Санкт-Петербурге там стали заключаться сделки с североевропейскими странами. Это ослабило экономические позиции не только архангельского купечества, но и купцов-предпринимателей, вкладывающих свои капиталы в предприятия всего севера европейской части страны; в) выросли налоговые сборы с купечества и т. д.
На втором этапе проведения этой реформы учли интересы купцов-предпринимателей, с 1717 г. освободили от обязательной военной или государственной службы владельцев мануфактур. Кроме того, государство отказалось от монополии на продажу ряда товаров в пользу предпринимателей. А в 1721 г. разрешили людям недворянского сословия, если они создавали мануфактуры, покупать для работы на них крепостных крестьян. Так в России оформляется посессионное право, просуществовавшее вплоть до Крестьянской реформы 1861 г. Называлось оно так потому, что данная часть крестьянства попадала в районах Урала и Западной Сибири в двойную кабалу: сессию, т. е. зимний период года трудились бесплатно на мануфактуре, в счет подати государству, а в весенний, летний, осенний периоды, т. е. в очередную сессию, работали в сельском хозяйстве (на своем наделе и 2—3 дня в неделю — на помещичьей земле). На заводах Демидовых, Яковлевых, других владельцев мануфактур в Уральском и Западно-Сибирском регионах посессионная система препятствовала развитию рыночных отношений, в том числе и в агросфере.
Галицко-Волынская земля.
Галицкое и Волынское княжества выделились (первое в 90-х гг. XI в., второе в середине XII) и существовали раздельно, но в 1199 г. были объединены Романом Мстиславичем Волынским. Выгодное географическое положение способствовало росту политического значения княжества и его экономическому расцвету. Подъем экономики здесь объяснялся падение ...
Глава первая О предметах ведения верховных органов
власти Союза Советских Социалистических Республик
1. Ведению Союза Советских Социалистических Республик, в лице его верховных органов, подлежат:
а) представительство Союза в международных сношениях, ведение всех дипломатических сношений, заключение политических и иных договоров с другими государствами;
б) изменение внешних границ Союза, а также урегулирование вопросов об изменении гр ...
Внешняя политика Ивана Грозного.
К середине XVI в. перед Россией стоял целый ряд внешнеполитических задач. Молодое Российское государство было заинтересовано в выходе к морю для развития торговых и политических отношений с Европой. Интересы расширения поместного землевладения требовали новых территорий и зависимых крестьян. Также сохранялась угроза набегов со стороны к ...