Феодальное поместье в Германии с XII по
XIII в.Страница 1
Торжество феодализма в Германии, как и в других странах, было результатом глубоких внутренних социально-экономических сдвигов, обусловленных в конечном счете развитием производительных сил общества. О нем свидетельствуют распространение трехполья, увеличение площади пахотных земель, особенно путем внутренней колонизации – освоения пустошей и расчистки лесов, расширение виноградарства в южных областях страны, развитие деревенского ремесла, обнаруживающего в X в. у части сельского населения тенденцию к его отделению от земледельческого труда.
Важными техническими усовершенствованиями стали водяное и ветряное колесо, доменная печь, работавшая на древесном угле, ручная колесная прялка. Новые приемы литья, сварки, ковки и закалки металлов удовлетворяли возраставшие потребности в металлических доспехах и холодном оружии.
В строительстве крепостных стен, городского жилья, церквей и монастырей произошла замена дерева камнем.
Крупное феодальное поместье (вотчина) представляло собой самостоятельную экономическую единицу со своим административным и судебным порядком и со своим управленческим, судебным и военным аппаратом.
До XIII в. вотчина включала:
1) барское хозяйство (господский двор; домениальные земли);
2) крестьянские хозяйства, владельцы которых обрабатывали барские земли и сдавали оброки на господский двор.
Властью над зависимыми поземельно и лично людьми обладал сеньор, который пользовался по отношению к ним также и судебными правами. Дворовые, проживавшие на господских дворах, иногда владели небольшими клочками земли, однако личная несвобода этих крестьян носила наследственный характер. Крестьяне-держатели, в отличие от дворовых, сохраняли зависимость от данного сеньора до тех пор, пока владели от него держаниями.
Значительной была прослойка «свободных крестьян», которых отличала большая свобода в распоряжении землёй, однако, например, прежде чем отчуждать свой надел, «графские свободные» должны были сообщить об этом в графский суд, а «имперские свободные» – пригласить на акт отчуждения старосту и передать надел только себе подобным; «свободные хэгеры» при отчуждении надела должны были считаться с предпочтительным правом старшего хэгера и только «свободные фламандцы» имели формальное право свободно отчуждать землю. Со временем и эти права исчезли: общей тенденцией для XII–XIII вв. было нивелирование всех категорий, постепенно сливавшихся в единую категорию зависимых крестьян.
Наряду с барщинно-дворовой сложилась судебно-политическая форма сеньории (баннгершафт), при которой баннгер (крупный феодал: герцог, князь, граф, архиепископ), присваивал или получал из рук короля право «повелевать и наказывать» в пределах определенной территории, банна, таким образом, сосредоточивая в своих руках всю полноту власти. Баннгеры вели интенсивное наступление на марки, присваивая себе право распоряжаться марковыми землями, лесами, водами и «всем, что в них водится».
Основными формами грундгершафтов и баннгершафтов были «чистая», «окаменевшая» и «смешанная» сеньории.
«Чистая сеньория» получила широкое распространение в Нижней Саксонии, Вестфалии, Баварии, а также на Швабско-Баварском плоскогорье. «Чистую» сеньорию характеризовало:
1. Отсутствие барщины.
2. Преобладание денежной ренты.
3. В Нижней Саксонии – отсутствие наследственной зависимости.
В остальных районах Юго-Западной и Средней Германии (Алемания, Франкония, Прирейнская область) происходит процесс так называемого окаменения вотчины. «Окаменевшую» сеньорию отличало:
Первые годы правления Ивана III.
В конце 1461 г. был раскрыт заговор в Москве. Его участники хотели освободить томящегося в неволе серпуховского князя Василия Ярославича и поддерживали связь с лагерем эмигрантов в Литве - политических противников Василия II.
Заговорщики были схвачены и в начале 1462 г., в дни Великого поста преданы мучительной казни. Кровавые события ...
Индонезия в раннее Новое время
Население островов Индонезийского архипелага насчитывало в XVI в. около трех миллионов человек. Народы, населявшие архипелаг, находились на различных стадиях развития. Народы, проживавшие на о. Борнео, в ряде районов о. Суматра, о. Целебесе, находились еще на догосударствен-ной стадии развития, некоторые даже с элементами матриархата. В ...
Норманская теория и антинорманизм
Норманская теория – один из важнейших дискуссионных аспектов истории Русского государства. Сама по себе эта теория является варварской по отношению к нашей истории и к ее истокам в частности. Практически на основе этой теории всей русской нации вменялась некая второстепенность, вроде бы на достоверных фактах русскому народу приписывалас ...