Последствия монголо-татарского нашествияСтраница 1
Последствия монголо-татарского нашествия имели проявления во всех сферах жизни общества — социально-экономической, политической и культурной.
Тяжелейший удар был нанесен во время нашествия 1237-1240 гг. по социально-экономической сфере русских княжеств. Резко сократилась численность населения Руси. Люди гибли, многие попадали в плен и превращались в рабов. Источники сообщают о тысячах русских рабов в Орде. Это очень много, т. к. средние города — Ростов, Рязань — имели население не более 1000 человек. А самые крупные - Киев, Чернигов, Владимир - 20—30 тысяч жителей. Поэтому масштаб рабства резко возрос. В рабство уводили, прежде всего, искусных ремесленников и женщин. Излишек рабов продавали на невольничьих рынках Крыма и Кавказа. Русских невольников продавали в Египет, охотно покупали их в Италии. Особенно высоко ценились русские женщины. Пленные русские воины участвовали в походах Орды, воевали в Китае, в других азиатских странах.
Особый ущерб от монголо-татарского нашествия понесли города, которые в это время в Европе богатели и освобождались от власти феодалов. Из 74 русских городов, бывших центрами ремесла и торговли, 49 были разорены. 14 из них так никогда и не возродились, а 15 впоследствии превратились в села, на целый век в них прекратилось каменное строительство. В огне монголо-татарских нашествий погибли многочисленные памятники, иконописи и архитектуры. Завоевания привело к длительному упадку русского летописания, которое достигло своего рассвета к началу Батыева нашествия. Нашествие крайне разрушительно сказалось на состоянии русских земель: они были отброшены на столетия назад.
Разрушение городов сопровождалось массовыми уводами ремесленников в Золотую Орду. Следствием гибели или пленения искусных мастеров и ремесленников были деградация или полное прекращение ряда ремесленных производств, в первую очередь художественных, требовавших особо мастерства (перегородчатой эмали, скани, черни, резьбы по камню). Период регресса, продолжавшийся 50-100 лет, переживали и другие ремесла.
Во время нашествия большой урон был нанесен сельскому хозяйству. Неуверенность в завтрашнем дне и возросший спрос на меха способствовали повышению роли охоты в ущерб земледелию. Запустели и пришли в упадок старые земледельческие центры и некогда освоенные территории. Граница земледелия отодвинулась на север, южные благодатные почвы получили название "Дикое поле". Однако в последующий период оно довольно быстро восстанавливается, особенно на Северо-востоке, где вследствие разнообразия природных условий успешно развивалось как подсечно-огневое, так и пашенное земледелие. Были разрушены крестьянские хозяйственные постройки, скот угоняли в Орду, почти весь урожай забирали.
Тяжело сказывалась на экономике Руси необходимость выплаты Орде дани и других налогов (всего 14 видов). Размер дани был очень велик, одна только "царева дань", т.е. дань в пользу хана, которую сначала собирали натурой, а потом деньгами, составляла 1300 кг серебра в год. Постоянная дань дополнялась "запросами" — единовременными поборами в пользу хана. Кроме того, в ханскую казну шли отчисления от торговых пошлин, налоги для "кормления" ханских чиновников и другие. До конца XIII в. сборщиками дани являлись откупщики-бесермены (мусульманские купцы) и баскаки. Ряд восстаний, прокатившихся по городам Руси в связи с их злоупотреблениями, особенно в начале 60-х годов, заставили ханов Орды постепенно передать функцию сбора дани в руки русских князей. Выплата дани Русью была прекращена в 1478 г.
Традиционные и новые социально-политические процессы
Формируется Новгородская боярская республика. Новгород приглашает князей и заключает с ними договоры об условиях правления. Князья были ограничены в политической власти, активно участвовали в военных операциях.
Города управлялись князьями или княжеской администрацией, посадниками. В городах жили бояре, они оказывали воздействие на горо ...
Общественные преобразования в Московском государстве в царствование Ивана IV (Грозного) (1533-1584 гг.)
Первым русским царем стал Иван IV (1530-1584гг), принявший царский титул в 1547 году. Это была первая крупная реформа, которая должна была подчеркнуть не случайный, а божественный характер его власти, уравнять его статус с ордынскими ханами, императором священной Римской империи, византийскими владыками прошлого.[1]
Взойдя на престол, ...
Шейх Мансур.
Имя Мансура день за днем обрастало легендами, да и сам он немало способствовал этому, разыгрывая на глазах изумленных зрителей падучие припадки, смерти и воскрешения из мертвых. Образ жизни и мыслей молодого человека казался горцам каким-то чудом. Они потянулись в Алды из самых отдаленных аулов. Бывшего пастуха стали называть «шейхом», ...