Исторические материалы » Промысловая кооперация Алтая (1945-1960) » Положение промысловой кооперации Алтая после Великой Отечественной войны (1945-1953 гг.)

Положение промысловой кооперации Алтая после Великой Отечественной войны (1945-1953 гг.)
Страница 5

Своеобразно понимали местные власти требование правительственного Постановления № 2445 об оказании помощи промысловым артелям руководящими кадрами, о чём один из делегатов II краевого Собрания уполномоченных промысловой кооперации 7 июля 1952 года сообщал: «Девать человека в районе некуда. Куда девать? В артель. Вот он приходит в артель, занимается пьянкой или бездельничает и занимается антигосударственными делами. Причём никто на эти поступки, на такие аморальные действия не обращают внимания и мер не принимает».[112] Но даже таких председателей местные власти направляли в качестве уполномоченных райкомов и райисполкомов при проведении в колхозах посевной, уборочной, переписи скота и т.п. кампаний, иногда на несколько месяцев в году оставляя артели и вовсе без всякого руководства.[113]

В условиях отсутствия штатных кадров технических специалистов в артелях, большую помощь их работе могли бы оказать консультации специалистов из Барнаула. Но они крайне редко бывали в артелях, в особенности – в отдалённых сельских районах. Когда специалисты всё же прибывали в артели, они часто не могли оказать помощь, либо и вовсе наносили вред: «Союз высылал нам представителей, которые пьянствовали, а помощи не оказали, например, Шрамко и ревизор Понамарев».[114]

Дефицит кадров имел следствием, наряду с плохим руководством, недостаточным квалифицированным обслуживанием станочного парка, тяжелое финансовое положение артелей, большое количество растрат и хищений. По причине слабой подготовки бухгалтерских кадров, распространенной практики отпуска готовой продукции без предоплаты и гарантийных писем, росла дебиторская задолженность артелей. По состоянию на июль 1946 г. она составляла 1 066 тыс. рублей. Как следствие росла и кредиторская задолженность артелей. С января 1946 года промысловые союзы края были признаны неплатежеспособными. 206 артелей из 330 имели недостаток оборотных средств в сумме 6,5 млн рублей, 115 артелей имели неликвидные балансы. В результате Крайпромтехснаб не имел возможности своевременной выборки фондов, вести расчёт с поставщиками и производить децентрализованный закуп сырья. Причиной сложного финансового положения артелей также было игнорирование запросов потребителей и как следствие – затоваривание некачественной, неходовой продукцией. Например, артель «Прогресс», имея в 1948 г. недоимку перед бюджетом в 143 тыс. руб., имела на складе неполноценной продукции более чем на 100 тыс. руб. [115]

Дефицит кадров вынуждал принимать на материально ответственные должности кладовщиков, кассиров, экспедиторов, агентов по заготовкам непроверенных лиц, зачастую – с криминальным прошлым. Всё это приводило к крупным хищениям и растратам, зачастую имело следствием даже банкротство артелей. 6 апреля 1945 года в г. Барнауле была создана промысловая артель им. Рокоссовского, в феврале 1946 года объединившаяся с артелью «Пищевик». Сюда же из артели «Алтйпром» перешло 19 членов, и коллектив рабочих объединённого предприятия составил 53 рабочих. Работал швейный цех, три сапожных цеха, трикотажный цех. Артель имела оборотные средства, промфонд, транспорт. Но уже на 1 декабря 1946 года артель имела лишь 5 членов и 5 подростков-учеников. Производственную программу ноября 1946 г. артель выполнила лишь на 10% от плана, в сумме – на 1000 рублей, в то время как заработная плата только управленческого аппарата составил 1500 рублей. На счете артели в банке имелось 60 рублей, кредиторская задолженность составила 6000 рублей, исчез транспорт, из всех цехов работал только один, да и то благодаря тому, что его в качестве арендной платы отапливал кустарь-одиночка, катавший в цехе пимы.

Что же произошло? За 6 месяцев 1946 года в артели сменилось 3 председателя: Кокорин, Двинин, Пелевин. Механизм воровства, действовавший в артели, был прост и незатейлив. Кокорин совместил в своём лице должности председателя, бухгалтера, кладовщика, кассира и присвоил денег и товарно-материальных ценностей артели на 24 896 рублей, а всего нанёс ущерба артели на 52 345 рублей. После снятия с должности Кокорин продолжал жить в Барнауле и не был наказан. Другими лицами в артели были осуществлены растраты на сумму 12 379 рублей. За 11 месяцев 1946 года в артели сменилось 10 кассиров, и в большинстве случаев передача кассы не оформлялась актом.[116]

Сальдо растрат и хищений на 1 января 1946 г. в промкооперации составляло 936 тысяч рублей, за девять первых месяцев 1946 г. было выявлено 410 случаев хищений на сумму 652 тысячи рублей. В течении года было погашено виновными 444 тысячи рублей и списано за безнадежностью растрат на 117 тысяч рублей. Таким образом, к 1 октября 1946 г. сальдо растрат и хищений увеличилось до 1 009 тысяч рублей.[117] В первом полугодии 1947 г. в следственные органы из системы промкооперации было передано 80 дел о растратах и хищениях, взыскано 216 500 рублей.[118]

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Творческая роль экономической истории в системе социально-экономических наук
Экономическая история – междисциплинарная наука, т. к. образована на стыке экономики и истории, и потому тесно взаимодействует со всем спектром социально-экономических дисциплин. Из исторических наук в первую очередь она связана со всеобщей историей. Но необходимо понимать различия в подходах исследования. Всеобщая история посвящена гла ...

Военная реформа.
В XVI в. вооруженные силы Руси также требовали реформирования. Наряду с ополчением старой феодальной знати стало формироваться дворянское поместное ополчение, состоявшее из служилых людей, получавших земли под условием службы. В 1557 г. было принято Уложение о службе, определившее обязанности дворян по военной службе. Дворяне служили, к ...

Пути объединения Российского государства
В XV в. на Руси стало складываться единое российское государство, именуемое еще централизованным. Признаками такого государства являются: 1. Единая территория. 2. Единая верховная власть. 3. Создание органов центрального и местного управления. 4. Наличие единого законодательства. 5. Наличие единой армии, стоящей на страже интересов ...