Исторические материалы » Промысловая кооперация Алтая (1945-1960) » Промысловая кооперация на потребительском рынке Алтайского края

Промысловая кооперация на потребительском рынке Алтайского края
Страница 6

В ноябре 1957 г. в Барнауле начала производственную деятельность артель «Авторемонт» - первое в городе предприятие, занимающееся ремонтом легковых автомобилей и мотоциклов, принадлежащих населению. Производственный профиль артели предусматривал также ремонт велосипедов, моторных лодок и мотоколясок инвалидов Великой Отечественной войны. План оказания услуг данной артели на декабрь 1957 г. был установлен в размере 40 тыс. рублей. И хотя в работе новой артели присутствовало множество недостатков (мастерские имелись только в Центральном районе города, часы работы были крайне неудобны для населения), план декабря был выполнен полностью. Для населения артель отремонтировала 11 автомашин. Воодушевленное первым успехом, руководство крайпромсовета установило для новой артели план на 1958 г. в размере 2 200 тысяч рублей. План этот был вполне обоснован: в индивидуальном пользовании населения края уже имелось более четырех тысяч легковых автомобилей, в том числе 860 – в Барнауле. До мая 1958 г. артель отремонтировала 52 автомобиля «Москвич», 21 – «Победа», 4 – «Зим», а также 30 двигателей к автомобилям. Дальнейшему развитию данного вида услуг помешало отсутствие фондов на запасные части и автомобильные нитроэмали, которые приходилось закупать по розничным ценам в магазине №10 Главспортторга. План 1958 г. артелью не был выполнен, и в 1959 г. крайпромсовет реорганизовал артель в авторемонтную базу по обслуживанию транспорта крайпромсовета и артелей. В 1960 г. предполагалось открыть мастерские по ремонту мотоциклов в Бийске, Рубцовске и Чесноковке, но данные мастерские не были обеспечены оборудованием[300].

Освоению новых видов услуг мешал несовершенный механизм ценообразования. В послевоенные годы вообще отсутствовали какие-либо нормативы, расценки на осуществляемые услуги, артели их устанавливали самостоятельно по согласованию с местными Советами. В 1951 году крайпромсовет в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 23 мая 1951 года № 1726 «Об улучшении работы мастерских по ремонту обуви, одежды и металлоизделий для населения» утвердил единый прейскурант на бытовые услуги населению для всех артелей края, и снабдил все артели печатными экземплярами этого прейскуранта[301].

Но жизнь быстро менялась, на рынке появлялись новые виды услуг, а плановые органы на изменение экономической ситуации реагировлаи с большим запозданием. Председатель бийской артели «Быт» Кобец жаловался на собрании крайпромсовета в декабре 1956 г. на недостатки ценообразовательной политики: «Руководство артели строго предупреждают: не нарушайте прейскурантных цен, не создавайте произвольно цены на ремонт… Больше года тому назад артель «Быт» организовала мастерскую по ремонту мотоциклов… Нужно вести такой ремонт, люди стали жить богаче, многие приобрели мотоциклы. Мы прислали наши материалы в крайпромсовет. Материалы ходят из артели в крайпромсовет и обратно. Прошло уже больше года, а прейскуранта нет»[302].

На традиционные виды услуг – такие, как ремонт и пошив одежды, обуви, ремонт часов, после появления прейскуранта 1951 г. расценки не менялись. Они не учитывали появления новых материалов, способов организации труда, его механизации. Сами часовые мастера называли расценки на ремонт часов завышенными, невыгодными для клиентов, которые предпочитали воспользоваться услугами кустаря-частника. Этот факт толкал мастеров к работе без оформления квитанций по ценам ниже официально установленных[303].

Подведем некоторые итоги. В годы войны доля промысловой кооперации в экономике края значительно сократилась, и продолжала сокращаться и в послевоенный период. Несмотря на то, что производство промышленной продукции промартелей по валу превысило 300 миллионов рублей, общий вес их изделий к концу 1950х годов в товарообороте края снизилось до 5-7%[304].

Снижение доли промкооперации в экономической жизни страны определялось официальными партийными документами, обосновывающими необходимость замены мелкого, кооперативного производства крупной государственной промышленностью. Но промкооперация Алтая уступила рынок не предприятиям государственной промышленности края, а производителям из других регионов страны. Таким образом, важным социальным последствием ликвидации промкооперации для Алтайского края стало увеличение зависимости потребительского рынка от товаропроизводителей из других регионов.

Показателем уровня развития сферы услуг служит средний объём их оказания на одного жителя. В Алтайском крае он был чрезвычайно низким. В 1958 г. по самому распространенному виду бытовых услуг – индивидуальному пошиву одежды, он составил 19 рублей для жителя городов и 5 рублей – для жителя сельской местности. В то время как в среднем по РСФСР этот показатель превышал 60 рублей.[305]

На наш взгляд, плачевному состоянию сферы услуг способствовал целый комплекс причин. Марксистская политэкономия традиционно не считала сферу услуг укладом, в котором производятся материальные блага, переняв данное положение из «Исследования о природе и причинах богатств народов» А. Смита. Соответственно, советские партийные и государственные органы традиционно долгое время не считали развитие сферы услуг важнейшей задачей, требующей особого внимания.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Принятие Основного закона Союза и новых конституций республик
6 июля 1923 г. ЦИК Союза единогласно утвердил проект Конституции и немедленно ввел ее в действие. Тем самым спор о документе, закрепляющем образование СССР, был завершен. Целесообразность такого решения не вызывает сомнений. Но встает вопрос о правомерности его. Во-первых, съезд Советов СССР поручил ЦИКу, как уже говорилось, утвердить о ...

Реорганизация центральных и местных органов управления
В середине 50-х гг. завершается реорганизация центральных органов управления (“изб”), за которым позднее закрепилось наименование приказов. Если раньше текущее управление в стране осуществлял Большой (центральный) и областной дворцы, причем каждый из них на определенной территории, то теперь управление начинает строиться не по территори ...

Налоговая политика
Налоговая политика в период НЭПа выполняла две основные функции – экономическую (пополнение бюджета) и политическую (орудие классовой борьбы). В итоге принципы налогообложения носили двойственный характер и сочетали в себе экономические и административные подходы. С населения стали взиматься прямые и косвенные налоги: продналог, промысл ...