Заключение.Страница 1
Политические симпатии Аристофана отличаются значительной устойчивостью. Он последовательно выступает против войны, критикует руководителей радикальной демократии - демагогов и ораторов, противопоставляет современному состоянию демократии высоконравственное гражданское общество эпохи греко-персидских войн. Все это позволяет считать его благосклонным идеологии аттического крестьянства, которое составляло экономическую основу афинского демократического полиса в эпоху его расцвета и испытывало неприязнь к агрессивной политике торгово-ремесленной верхушки.
Надо отметить, что практически никаких предложений по улучшению существующей ситуации Аристофан не высказывает (исключения могут составлять лишь те социальные утопии, которые изображены комедиографом в “Женщинах на празднике Фесмофорий” и “Плутосе”. Однако вряд ли сам автор серьезно относился к этим проектам). Он лишь констатирует факт неудовлетворения состоянием общества, но не разрешает извечного вопроса: “Что делать?”
Таким образом, напрашивается вывод, что аристофановская комедия, бравшая на себя защиту аттических земледельцев, пропаганду их идеалов, когда шло все большее развитие товарно-денежных отношений, укрепления морского могущества Афин и расширение рабского способа производства, который неизбежно должен был привести к расслоению аттических земледельцев, к обнищанию большинства их, - такая комедия самим ходом исторического развития обречена была оставаться в кругу утопических представлений, идеализирующих прошлое: утопия мира в годы войны; утопия возврата к обычаям и нравам марафонских бойцов, когда Афинский морской союз давно перестал быть равноправной “симмахией”, превратившись в “архе”; утопия восстановления афинской демократии в годы, когда демократия переживала уже острый кризис.
[1] Г. Гусейнов “Аристофан”. Изд. “Искусство”. М., 1988, стр. 22.
[2] “Античная литература” под ред. А.А. Тахо-Годи. М., 1973, стр. 187.
[3] С.И. Соболевский. “Аристофан и его время”. Изд. АН СССР. М., 1957, стр. 87.
[4] “Всадники”. Аристофан. Комедии в 2-х томах. М., 1954, стр. 171.
[5] Там же, стр.170.
[6] Там же, стр.171.
[7] Там же, стр.130.
[8] “Осы”. Там же, стр. 323.
[9] “Всадники”. Там же, стр. 111.а
[10] “Осы”. Там же, стр. 282.
[11] “Лисистрата”. Там же, стр. 135.
[12] Там же, стр. 135.
[13] “Всадники”. Там же, стр. 118.
[14] “Осы”. Там же, стр. 316.
[15] Там же, стр. 289.
[16] “Ахарняне”. Там же, стр. 37.
[17] “Всадники”. Там же, стр. 108.
[18] Там же, стр. 110.
[19] Там же, стр. 111.
[20] Там же, стр. 118.
[21] Там же, стр. 135.
[22] “Осы”. Там же, стр. 300.
[23] “Ахарняне”. Там же, стр. 45.
[24] “Всадники”. Там же, стр. 99.
[25] Там же, стр. 117.
[26] Там же, стр. 124.
[27] Там же, стр. 164.
[28] Там же, стр. 102.
[29] Там же, стр. 141.
[30] “Ахарняне”. Там же, стр. 31.
[31] “Всадники”. Там же, стр. 104.
[32] Там же, стр. 141.
[33] Там же, стр. 113.
[34] “Осы”. Там же, стр. 317.
[35] Там же, стр. 123.
[36] “Ахарняне”. Там же, стр. 48.
[37] Там же, стр. 55.
[38] “Осы”. Там же, стр. 334.
[39] “Ахарняне”. Там же, стр. 32.
[40] Там же, стр. 48.
[41] “Всадники”. Там же, стр. 102.
[42] Там же, стр. 158.
[43] Там же, стр. 113.
[44] Там же, стр. 111.
[45] В.В. Головня. Аристофан. Изд. АН СССР. М., 1955, стр. 97.
Этапы образования СССР
2.1 Военно-политический союз
. Война и особенно иностранная интервенция продемонстрировали необходимость создания оборонительного союза. Летом 1919 г. сложился военно-политический союз советских республик.1 июня 1919 г. был подписан декрет Об объединении советских республик России, Украины, Латвии, Литвы, Белоруссии для борьбы с мировым ...
Внешняя политика СССР в 1970-е, начало 1980-х годов
История внешней политики СССР в эти годы делится на несколько частей: период разрядки напряжённости 1969-1979 годы, период обострения отношений 1979-1985 годы. ...
Христология монофизитов. От Евтихианства и умеренному
монофизитству
Как пишет выдающийся историк В.В. Болотов, «доктрина монофизитства, слагается из двух моментов – материального и формального. Первый решает вопрос о характере, о качестве человеческой природы во Христе, второй занимается количественною стороною, утверждает во Христе бытие одной природы, а не двух».[21] В учении родоначальника монофизитс ...