Исторические материалы » Освобождение юга и достижения украинской культуры в XVIII веке » Достижения украинской культуры в XVIII веке. Просвещение и книгопечатание

Достижения украинской культуры в XVIII веке. Просвещение и книгопечатание

Ускорение развития производительных сил на Украине обусловливало необходимость распространения грамотности. Начальное образование, как и прежде, дети казацкой старшины, духовенства, зажиточных мещан получали в школах при церквях и монастырях, высшее в Киевской академии. В течение первой половины XVIII в. начали действовать также новые учебные заведения — коллегиумы в Чернигове, Переяславе и Харькове.

Центром просвещения была Киевская академия. Студенты изучали славянские, латинский, греческий и западноевропейские языки, историю, географию, математику, астрономию, естествознание, богословие. Это учебное заведение не просто давало обстоятельные знания по тем или другим предметам. Студенты учились здесь дискуссировать и отстаивать свои взгляды. Они пробовали силы в ораторском искусстве, стремились доходчиво и ясно излагать собственные мысли. Преподавательской деятельностью здесь занималась целая группа профессоров, среди которых широтой научных интересов выделялся Феофан Прокопович. В своих лекционных курсах он выступал против суеверия, религиозных «чудес». Ученый резко осуждал деятельность папы римского. Особенно острой критике и осуждению со стороны Ф. Прокоповича подвергались иезуиты и антинародные действия униатов. Впоследствии он стал одним из ближайших сподвижников Петра I. В своих трудах ученый стремился обосновать необходимость проведения реформ в сфере просвещения, быта и обычаев. Ему принадлежит определенный вклад в реорганизацию армии и флота.

Академия имела большую библиотеку, в которой насчитывалось около 12 тысяч книг. В 1734 г. в академии слушал лекции и работал в библиотеке Михаил Ломоносов (вспомните, чем прославился этот великий русский ученый).

В конце XVIII в. на Украине начали действовать первые профессиональные школы. К ним, в частности, принадлежала госпитальная школа в Елисаветграде, артиллерийская школа и штурманское училище в Николаеве.

На Правобережье и западноукраинских ч землях просвещение находилось в запущенном состоянии. Преследуемые католическим духовенством и королевскими властями украинские школы влачили жалкое существование. В то же время польско-шляхетское правительство поддерживало учебные заведения, которым покровительствовала католическая церковь и иезуиты. Здесь получали образование только дети магнатов, шляхты, духовенства.

Определенных успехов достигло книгоиздательское дело. В течение XVIII в. усовершенствовалась техника печати, улучшалось оформление книг. Большое значение в развитии книгопечатания имело введение в России гражданского шрифта (из истории СССР вспомните, когда это произошло).

Первая типография с гражданским шрифтом на Украине была открыта в 1764 г., в Елисаветграде (ныне Кировоград). Позднее такие типографии появились в Киеве, Екатеринославе, Харькове и других городах. Но книги были очень дорогими. Их могли приобретать только зажиточные люди.

Политика КПК в китайской деревне
К моменту провозглашения КНР руководство КПК не располагало сколько-нибудь разработанной стратегией социально-экономического развития. Реальная социально-экономическая политика КПК формировалась в ходе решения неотложных задач восстановительного периода. Важную роль в формировании новых социально-экономических задач сыграл III пленум ЦК ...

Голод в сельской местности
С победой в семьи простых советских людей не пришло долгожданное облегчение и улучшение. Им были навязаны новые испытания и тяготы, нищета и голод. Невозможность допущения послевоенного голода определялась тем, что голодовками военных лет для него была подготовлена слишком благодатная почва. Советское правительство всячески стремилось с ...

Студенческий кружок А.И. Герцена и Н. П. Огарева
В ряду других студенческих кружков, существовавших в Московском университете в начале 30-х годов, следует выделить кружок, группировавшийся вокруг Герцена и Огарева. В нем с особой полнотой выявилась дальнейшая тен­денция развития русского революционного движения. Пример декабристов не только будил революционную активность моло­дой Росс ...