Каторжные условия работы на мануфактурах.
На всех мануфактурах России к концу петровского времени трудилось 25-30 тыс. рабочих. Это очень скромная цифра, даже если учесть, что население страны состояло тогда более 15 млн. человек. Средний металлургический завод имел 50-70 рабочих, а на мануфактурах по производству трубок, пуговиц, кожи, шелка, обычно было занято два-три десятка человек. Работали на мануфактурах главным образом вручную, лишь при выполнении некоторых трудоёмких операций использовали энергию воды. Правительство, стремясь привлечь рабочих на мануфактуры, освобождало их от уплаты податей, а также от службы в армии и флоте и всё же наёмных рабочих недоставало. помещики не отпускали своих крестьян на работу в отдаленные места, а самое главное, условия жизни и работы на мануфактуре были каторжными. не случайно один из указов правительства предписывал отправлять присужденных к каторге женщин на парусно-полотняные предприятия. Заглянем на одну из самых крупных мануфактур того времени – Суконный двор в Москве. Все предприятие состояло из четырех каменных двухэтажных корпусов, образующих огромный прямоугольник. Внутри находится большой двор. Такая форма здания позволяла отгородить мануфактуру и работающих на ней от внешнего мира.
У ворот днем и ночью стоял караул. На первом этаже изготовлялось сукно. Здесь размещались кладовые покои (комнаты) для сортировки, мытья и сушки шерсти, расчесывания и прядения. Пряжа поступала в ткацкую, откуда сукно переносили в другие «покои» для окончательной отделки: стрижка ворса, окраски и присушки. На втором этаже размещались жилые комнаты. Большинство рабочих ютилось в страшной тесноте. В половине пятого утра раздавался удар колокола, возвещающий о начале рабочего дня. Рабочий день с двухчасовым обеденным перерывом продолжался 13 ½ часов в весенние и летние месяцы и 11 ½ часов в остальное время года. За изнурительный труд в зловонных помещениях рабочий получал столько же денег, сколько в тюрьмах тратили на содержание арестанта. Да и порядки на Суконном дворе мало, чем отличались от тюремных. Владельцы мануфактуры жестоко наказывали рабочих: заковывали в кандалы, били плетьми, не выплачивали им заработанных денег, накладывали на них высокие штрафы. Рабочих, живущих на суконном дворе, не выпускали в город, принуждая питаться в хозяйской харчевне недоброкачественными продуктами, к тому же стоившими значительно дороже обычного.
В ещё более тяжелом положении находились рабочие на заводах Никиты Демидова. Жестокий и хищный заводовладелец чувствовал себя на далеком Урале царьком, его самоуправству не было границ. На заводах Демидова работало много крестьян, бежавших от своих помещиков. Беглые крестьяне глухими тропами держали путь в Сибирь, но, не добравшись туда, попали к Демидову в ещё более тяжкую заводскую неволю. За малейшую провинность рабочих заковывали в цепи, морили голодом. попытки жаловаться на Демидова кончались плохо: невольных жестоко наказывали и бросали в тюрьму. потом кровью тысяч людей создавались богатства Демидова и других владельцев мануфактур. На вспомогательных работах – заготовка древесного угля и руды, а также доставка их к домнам и вывоз готовой продукции к пристаням – было занято куда больше рабочих, чем в цехах завода. Самую тяжелую вспомогательную работу – рубку леса и жжение угла, как правило, выполняли крестьяне, приписанные к заводам. Эту очень изнурительную повинность несли крестьяне деревень, расположенных за десятки, сотни километры от заводов. А труд их оплачивался по очень низким ставкам, установленным правительством.
Женская одежда
Стиль ампир особенно ярко проявляется в женской одежде, в которой еще сохраняется подражание античным одеяниям, но в XIX столетии элементы древнегреческих и древнеримских костюмов видоизменяются, приспосабливаясь к природным условиям Западной Европы.
С 1804 г. в силуэте женского платья происходят изменения: снова появляются рукава, пла ...
Архитектура. Изобразительное искусство
В XVIII в. на Украине было сооружено много дворцов для вельмож, домов для административных учреждений и учебных заведений, магистратов, ратуш, а также церквей. Расширились творческие связи украинских и русских зодчих, художников, скульпторов. В Киеве длительное время работали русские архитекторы Иоганн Шедель, Варфоломей Растрелли, Петр ...
«Литературное общество 11-го нумера»
Одним из таких кружков было студенческое содружество, сложившееся вокруг молодого Белинского.
Рассмотрев и утвердив донесение экзаменаторов, правление Московского императорского университета 30 сентября 1829 г. признало Виссариона Григорьевича Белинского «достойным к слушанию профессорских лекций .»[6].Университетское начальство не мог ...