Екатерина IIСтраница 4
Екатерина достигла огромных успехов: после ряда войн она приобрела Крым и северные берега Черного моря, возвратила России русские области Речи Посполитой и присоединила Курляндию. В культурном отношении эпоха императрицы Екатерины не менее замечательна. Правительство ее было просвещенным, либеральным и гуманным. Широкое образование и философские идеи оказали не только влияние на законодательство и политику, но и на литературное движение ее времени. Екатерина в своем правлении затронула многое до чего не доходили руки императоров которые были до нее. По общему признанию, в царствовании Екатерины, вопреки либеральному настроению императрицы, крепостное право достигло наибольшего расцвета; оно превратилось а полное право собственности на людей и представляло собой общественное зло.
Из рода мероприятий Екатерины особенно характерны ее меры воспитания и образования, разработанные совместно с генералом И.И. Бецким. В эпоху Петра великого правительство заботилось прежде всего о практической стороне учения, требовало определенной выучки. Екатерина считала лучшим средством воспитания, прежде всего воспитать заботами правительства, "новую породу или новых отцов и матерей". Эта новая порода людей, должна была вырасти в воспитательных училищах под надзором педагогов. Для исполнения этого проекта, по идеи Екатерины, принимались разные меры: подготавливались преподаватели, составлялись учебники и т.д. Но это идеи не суждено было сбыться, причиной была сложность, дороговщина самого дела.
В ходе внешней политики императрицы Екатерины различают два периода равной продолжительности. В каждом из этих периодов императрица руководилась определенным планом действий. Сначала ее увлекла сочиненная ее дипломатами политическая система , носившая тогда название "северного аккорда" или "северной системы". Она состояла в том, чтобы из северных государств Европы составить постоянный союз и противопоставить его союзу Австралии и Франции, которые своим соединением могли чувствительно нарушать политическое равновесие Европы. Но Екатерина совершенно разочаровалась в своей "северной системе", т.к. убедилась, что нельзя примирить и объединить совершенно различные и взаимно враждебные интересы европейских держав. С прежними союзниками у Екатерины произошло охлаждение, и по общему ходу дел императрица главное свое влияние перенесла с севера на юг, на отношения с турками и татарами.
Для того чтобы успешнее действовать против них, она заключила союз с Австралией против Турции и в основание этого союза положила свой знаменитый "греческий проект". Он состоял в том, чтобы, изгнав турок из Европы на месте Турецкого государства создать в Царьграде Греческую империю с православным государем. Эта широкая политическая идея привела к тому, что Екатерина решилась присоединить к России Крымское ханство, а Турция из-за Крыма начала вторую войну с Россией. Но в то время охлаждение привело Россию к войне со Швецией и к осложнениям в Польше. Но поставленная ею руководящая цель не была достигнута, и "греческий проект" не был осуществлен. Таким образом, во внешней политике императрицы Екатерины намерения не совсем отвечали результатам. Несмотря на это внешняя политика Екатерины создала России небывалую мощь и служила прямым продолжением тех политических успехов, начало которым положил Петр Великий. В то время, когда внимание императрицы Екатерины было обращено на усмирение польских конфедератов, Турция объявила войну России. Предлогом для этого послужили пограничные грабежи гайдамаков, но истинная причина была в том, что турки были под враждебным России влиянием Франции и по ее внушению нашли данную минуту удобной для сведения своих счетов с Россией. Императрица проявила большое мужество и стала деятельно собирать силы для борьбы. В первый же год войны удалось нанести туркам поражение (у крепости Хотина). Второй год войны был удачен. Граф Румянцев дважды разбил несколько раз сильнейшего неприятеля близ реки Прута, на реках Лари и Калуле. В особенности важна и блестящая была Кагульская победа, открывшая дорогу на Дунай и даже за Дунай. Перейдя Дунай, разными дорогами направился к крепости Шумле, а передовые его отряды добрались даже до Балканских гор. За необыкновенный подвиг первой русской переправы через Дунай и за перенесение войны вглубь Турции Екатерина наградила Румянцева чином фельдмаршала и титулом "Задунайский". Не менее удачно действовала и вторая русская армия: она овладела всем Крымом и утвердилась там. В 1774 году в русском лагере на правом берегу Дуная, в деревне Кучук-Кайнарджи, был заключен мир между Россией и Турцией. Условия его были таковы: 1. все татары, жившие на северных берегах Черного моря и по берегам Азовского моря, признавались независимыми от турецкого султана; 2. Россия получила Азов, Керчь; 3. Русские подданные и купцы получили право на особое покровительство турецких властей; 4. Турция обязалась платить (41.2 млн.руб) это был очень выгодный для России мир.
Причины формирования Веймарской республики
Октябрьские преобразования 1918 г., провозгласившие систему парламентарной монархии, дали массам то, чего они требовали. Но простые рабочие и солдаты пока что не почувствовали никаких перемен. Действительно, проведенная 28 октября 1918 г. конституционная реформа в основном осталась декларативной. Президент США В. Вильсон настаивал на от ...
Князь и княжеская власть в славянских племенах V–VII вв.
В начале этой главы автор пишет о переплетении судеб германцев и славян – индоевропейских народов, которое произошло во время Великого переселения народов. Свердлов говорит о том, что славяне могли участвовать в совместных военных действиях с германцами, например, с лангобардами и гепидами в Италии [Свод. Т. I. С. 188–191].
Далее автор ...
Революционная традиция
Революционная традиция просветительства связана с деятельностью А.Н. Радищева, автора оды «Вольность» сочинений «Путешествие из Петербурга в Москву». «Письмо другу, жительствующему в Тобольске» и др. В своих произведениях говори о праве народа свергать недостойных или не выполнивших своего долга перед подданными правителей. В этом состо ...