Екатерина II
Страница 4

Екатерина достигла огромных успехов: после ряда войн она приобрела Крым и северные берега Черного моря, возвратила России русские области Речи Посполитой и присоединила Курляндию. В культурном отношении эпоха императрицы Екатерины не менее замечательна. Правительство ее было просвещенным, либеральным и гуманным. Широкое образование и философские идеи оказали не только влияние на законодательство и политику, но и на литературное движение ее времени. Екатерина в своем правлении затронула многое до чего не доходили руки императоров которые были до нее. По общему признанию, в царствовании Екатерины, вопреки либеральному настроению императрицы, крепостное право достигло наибольшего расцвета; оно превратилось а полное право собственности на людей и представляло собой общественное зло.

Из рода мероприятий Екатерины особенно характерны ее меры воспитания и образования, разработанные совместно с генералом И.И. Бецким. В эпоху Петра великого правительство заботилось прежде всего о практической стороне учения, требовало определенной выучки. Екатерина считала лучшим средством воспитания, прежде всего воспитать заботами правительства, "новую породу или новых отцов и матерей". Эта новая порода людей, должна была вырасти в воспитательных училищах под надзором педагогов. Для исполнения этого проекта, по идеи Екатерины, принимались разные меры: подготавливались преподаватели, составлялись учебники и т.д. Но это идеи не суждено было сбыться, причиной была сложность, дороговщина самого дела.

В ходе внешней политики императрицы Екатерины различают два периода равной продолжительности. В каждом из этих периодов императрица руководилась определенным планом действий. Сначала ее увлекла сочиненная ее дипломатами политическая система , носившая тогда название "северного аккорда" или "северной системы". Она состояла в том, чтобы из северных государств Европы составить постоянный союз и противопоставить его союзу Австралии и Франции, которые своим соединением могли чувствительно нарушать политическое равновесие Европы. Но Екатерина совершенно разочаровалась в своей "северной системе", т.к. убедилась, что нельзя примирить и объединить совершенно различные и взаимно враждебные интересы европейских держав. С прежними союзниками у Екатерины произошло охлаждение, и по общему ходу дел императрица главное свое влияние перенесла с севера на юг, на отношения с турками и татарами.

Для того чтобы успешнее действовать против них, она заключила союз с Австралией против Турции и в основание этого союза положила свой знаменитый "греческий проект". Он состоял в том, чтобы, изгнав турок из Европы на месте Турецкого государства создать в Царьграде Греческую империю с православным государем. Эта широкая политическая идея привела к тому, что Екатерина решилась присоединить к России Крымское ханство, а Турция из-за Крыма начала вторую войну с Россией. Но в то время охлаждение привело Россию к войне со Швецией и к осложнениям в Польше. Но поставленная ею руководящая цель не была достигнута, и "греческий проект" не был осуществлен. Таким образом, во внешней политике императрицы Екатерины намерения не совсем отвечали результатам. Несмотря на это внешняя политика Екатерины создала России небывалую мощь и служила прямым продолжением тех политических успехов, начало которым положил Петр Великий. В то время, когда внимание императрицы Екатерины было обращено на усмирение польских конфедератов, Турция объявила войну России. Предлогом для этого послужили пограничные грабежи гайдамаков, но истинная причина была в том, что турки были под враждебным России влиянием Франции и по ее внушению нашли данную минуту удобной для сведения своих счетов с Россией. Императрица проявила большое мужество и стала деятельно собирать силы для борьбы. В первый же год войны удалось нанести туркам поражение (у крепости Хотина). Второй год войны был удачен. Граф Румянцев дважды разбил несколько раз сильнейшего неприятеля близ реки Прута, на реках Лари и Калуле. В особенности важна и блестящая была Кагульская победа, открывшая дорогу на Дунай и даже за Дунай. Перейдя Дунай, разными дорогами направился к крепости Шумле, а передовые его отряды добрались даже до Балканских гор. За необыкновенный подвиг первой русской переправы через Дунай и за перенесение войны вглубь Турции Екатерина наградила Румянцева чином фельдмаршала и титулом "Задунайский". Не менее удачно действовала и вторая русская армия: она овладела всем Крымом и утвердилась там. В 1774 году в русском лагере на правом берегу Дуная, в деревне Кучук-Кайнарджи, был заключен мир между Россией и Турцией. Условия его были таковы: 1. все татары, жившие на северных берегах Черного моря и по берегам Азовского моря, признавались независимыми от турецкого султана; 2. Россия получила Азов, Керчь; 3. Русские подданные и купцы получили право на особое покровительство турецких властей; 4. Турция обязалась платить (41.2 млн.руб) это был очень выгодный для России мир.

Страницы: 1 2 3 4 5

Причины формирования Веймарской республики
Октябрьские преобразования 1918 г., провозгласившие систему парламентарной монархии, дали массам то, чего они требовали. Но простые рабочие и солдаты пока что не почувствовали никаких перемен. Действительно, проведенная 28 октября 1918 г. конституционная реформа в основном осталась декларативной. Президент США В. Вильсон настаивал на от ...

Князь и княжеская власть в славянских племенах V–VII вв.
В начале этой главы автор пишет о переплетении судеб германцев и славян – индоевропейских народов, которое произошло во время Великого переселения народов. Свердлов говорит о том, что славяне могли участвовать в совместных военных действиях с германцами, например, с лангобардами и гепидами в Италии [Свод. Т. I. С. 188–191]. Далее автор ...

Революционная традиция
Революционная традиция просветительства связана с деятельностью А.Н. Радищева, автора оды «Вольность» сочинений «Путешествие из Петербурга в Москву». «Письмо другу, жительствующему в Тобольске» и др. В своих произведениях говори о праве народа свергать недостойных или не выполнивших своего долга перед подданными правителей. В этом состо ...