Сербия в конце XVIII–1878 г. Сербия в период общественно-политического
кризиса Османской империи в конце XVIII в. Первое сербское восстаниеСтраница 2
В 1800 г. янычары при поддержке ярого противника реформ видинского паши Пазванд-оглу вернулись в пашалык и убили Хаджи-Мустафу – представителя султана. Мятежные янычарские предводители (дахии) вскоре захватили власть в пашалыке и начали расправляться с непокорными сербами. Янычары установили свои нормы поборов, упразднили местное самоуправление, отказывались выполнять распоряжение султана и убили назначенного им пашу. В 1804 г. они устроили резню местных сербских старейшин-кнезов, погибло около 70 человек. В ответ началось массовое вооруженное восстание. Его организовали кнезы, торговцы, зажиточные крестьяне. Верховным вождем был избран Георгий Петрович по прозвищу Карагеоргий (тур. – Черный Георгий), который имел военный опыт службы в австрийской армии. Скупщина объявила о начале восстания, которое вскоре охватило весь пашалык и продолжалось 9 лет. В течение 1804–1805 гг. повстанцы добились значительных успехов, к концу 1806 г. турки окончательно потеряли власть в пашалыке.
С началом русско-турецкой войны 1806–1812 гг. наступил новый этап восстания, уже под лозунгом создания независимого от Порты государства во главе с наследственной сербской династией. Сербы вели боевые действия совместно с русской армией, которая воевала на Балканах.
В первые же годы восстания в освобожденных районах Сербии на основе существовавшего ранее местного самоуправления стали складываться органы власти. Главную роль в них играли кнезы, воеводы, старейшины и другие. На скупщины собирались наиболее влиятельные люди, старейшины, представители духовенства для решения общих дел. Летом 1805 г. был создан Правительствующий Совет как верховный орган власти, имевший административные и судебные функции. Его председателем был назначен протоиерей Матия Ненадович, а секретарем – образованный серб Божидар Груйович из Воеводины. По проекту, составленному последним, Правительствующий совет и скупщина должны были стать верховными органами власти в молодом сербском государстве, а его гражданам была обеспечена законность, свобода, безопасность личности и имущества. Но для столь демократических принципов государственного устройства Сербия не была подготовлена. Карагеоргий с самого начала полностью подчинил себе слабый еще Совет. Воеводы и старейшины пытались на местах сосредоточить в своих руках власть, оспаривая права Карагеоргия как верховного правителя. Борьба за власть в руководящих кругах повстанцев продолжалась на протяжении всего освободительного движения.
Летом 1806 г. сербы одержали несколько значительных побед, расширив освобожденную территорию за границы Белградского пашалыка, а в конце года овладели Белградом. Одновременно они продолжали добиваться удовлетворения своих требований Портой. В январе 1807 г. султанское правительство издало фирман, предоставлявший сербам достаточно широкие автономные права. Летом 1807 г. сербы вели успешные боевые операции на всех фронтах уже за пределами Белградского пашалыка, объединившись с переправившимся через Дунай российским отрядом. Связи сербов с правительством Александра I и командованием действовавшей на балканском фронте молдавской армии существенно расширились. Из России направлялись деньги, оружие, боеприпасы, военные специалисты.
В июне 1807 г. в Сербии побывал посланец царя Ф.О. Паулуччи, который должен был выяснить нужды повстанцев, их военные возможности. В результате его переговоров с Карагеоргием и другими старейшинами был составлен документ, содержавший изложение просьб сербов царскому правительству. Прежде всего, заявлялось о желании народа быть под покровительством российского императора, который «прислал бы в управление способного землеуправителя» он бы «в приличный порядок народ привел, землю сербскую расположил и по нравам народа конституцию устроил», то есть ввел основные государственные законы.
Прибывший вскоре в Сербию первый российский дипломатический представитель К. К. Родофиникин должен был кроме решения военно-политических задач содействовать созданию там органов власти. Он застал Правительствующий совет в полном расстройстве, где реальную власть имел только Карагеоргий и другие военачальники. С участием Родофиникина и некоторых сербских старейшин был составлен проект государственного устройства Сербии, по которому широкие права предоставлялись сенату, а власть верховного вождя – Карагеоргия – значительно ограничивались. Этот проект не был утвержден Александром I, однако оказал влияние на дальнейший процесс создания государственного устройства Сербии, на практическую деятельность по формированию органов управления и законов. К этому времени в окружении Карагеоргия уже сложились две группировки. Одна из них была настроена проавстрийски и была тесно связана с ней экономически, другая полностью ориентировалась на Россию и ратовала за расширение прав Совета и ограничение власти Карагеоргия.
Внешняя политика Екатерины.
Важнейшей задачей ее была борьба за выход к южным морям - Черному и Азовскому, польский вопрос, борьба с Французской революцией.
Что касается польского вопроса, то Речь Посполитая переживала тяжелый кризис. Жестокий феодальный гнет и политика национального угнетения народов, входивших в состав Речи Посполитой, стали тормозом для дальне ...
Торговля
Внутренняя торговля в Древнерусском государстве была развита слабо, поскольку в экономике господствовало натуральное хозяйство. Расширение внешней торговли было связано с образованием государства, обеспечивавшего русским купцам более безопасные торговые пути и поддерживавшего их своим авторитетом на международных рынках. В Византии и ст ...
Глава четвертая О Центральном Исполнительном Комитете
Союза Советских Социалистических Республик
13. Центральный Исполнительный Комитет Союза Советских Социалистических Республик состоит из Союзного Совета и Совета Национальностей.
14. Съезд Советов Союза Советских Социалистических Республик избирает Союзный Совет из представителей союзных республик, пропорционально населению каждой, всего в составе 371 члена.
15. Совет Националь ...