Основные этапы революцииСтраница 1
Проводником идей анатолийской буржуазии и организатором движения была турецкая патриотическая интеллигенция, преимущественно ее военные слои. Из этих слоев; выдвинулся руководитель национальной борьбы турецкого народа – Мустафа Кемаль. Мустафа Кемаль родился в 1880 г. в небогатой турецкой буржуазной семье в Салониках. Получив среднее и высшее военное образование, Кемаль, как и многие другие турецкие офицеры, еще юношей, в академии генерального штаба в Стамбуле примкнул к младотурецкому движению. Зимою 1917/18 г. Кемаль, ездил в Германию и там пришел к убеждению, что Турция должна возможно скорее выйти из своей зависимости от немцев. В сентябре 1918 г. Кемаль прибыл в Сирию. Здесь его и застало Мудросское перемирие.
После тщетной попытки склонить Порту к сопротивлению англичанам, неправомерно продвигавшимся за линию, установленную перемирием, в частности, на Александретту, Кемаль сдал командование и выехал в столицу. Он возобновил там связи с военными, пытался пробудить национальные чувства у султана и у депутатов тогда еще существовавшего парламента, но все было бесполезно. Между тем, в Анатолии к этому времени национально-освободительное движение уже достаточно развернулось. На юге турецкие крестьяне начали партизанскую борьбу против французских оккупантов. В восточных вилайетах национальные организации выступали с требованиями дать отпор посягательствам и провокациям греков и дашнаков. В Западной Анатолии ряд турецких офицеров примкнул к крестьянским партизанским отрядам, подготовляя вооруженное сопротивление империалистам.
Мустафа Кемаль понял, что организация национальных сил для борьбы за независимость возможна только в Анатолии – средоточии турецкой нации, вдали от иностранных оккупантов, на основе уже развернувшегося партизанского движения. Кемаль стал при посредстве друзей добиваться командировки в Анатолию. Его желание не встретило возражений ни со стороны султана, ни со стороны великого визиря Дамад Ферида паши. Он сам и его друзья требовали для него места в правительстве. Пребывание столь оппозиционно настроенного и популярного генерала в столице стесняло Порту. Поэтому султан охотно санкционировал предложение командировать Мустафу Кемаля пашу в Анатолию в качестве инспектора армии.
16 мая 1919 г., на другой день после оккупации Измира греками, Мустафа Кемаль выехал из Стамбула и 19 мая прибыл в Самсун.
Мустафа Кемаль взял на себя задачу объединения национальных организаций. Он разослал по всей стране циркулярные письма и телеграммы, в которых заявлял, что «неприкосновенность родины и независимость нации – в опасности», и поэтому необходимо созвать национальное собрание, «свободное от всякого влияния и контроля». Кемаль принял участие в начавшейся еще до его приезда подготовке к созыву конгресса обществ защиты прав восточных вилайетов. Уже в первых обращениях Кемаля содержалось положение о том, что «Стамбул отныне перестает господствовать над Анатолией и должен ей подчиниться». Из Самсуна, уязвимого со стороны британского флота, Кемаль переехал в глубь Анатолии, через Амасью и Сивас, в Эрзерум.
Активность Кемаля вызвала беспокойство султана и его правительства. 'В это время, в июне 1919 г., Порта отправляла делегацию на мирную конференцию в Париж. В начале июля 1919 г., султан передал Кемалю по телеграфу личный приказ немедленно вернуться в Стамбул.
Однако, Кемаль отказался вернуться. Еще сохраняя внешнюю лояльность по отношению к султану, он, чтобы не быть связанным военной дисциплиной, подал в отставку и заявил, что останется в Анатолии как частный гражданин. Оттоманская делегация на Парижской конференции потерпела полную неудачу.
В середине июля 1919 г. делегация вернулась в Стамбул. Дамад Ферид паша дал в газеты ложный отчет, скрыв унижение, которому делегация подверглась в Париже. Но подлинные известия проникли в Турцию, и попытка Ферида исказить истину лишь усилила в стране презрение к великому визирю. Всякие иллюзии в отношении Порты, если они прежде и существовали, окончательно рухнули. Анатолийские национальные организации убедились, что нужно рассчитывать только на народные силы.
Значение образования СССР
5.1 Выравнивание уровней отсталых народов
.
Образование СССР объединило усилия народов по восстановлению и развитию экономики, культуры, преодолению отсталости некоторых республик. В ходе национально-государственного строительства проводилась политика подтягивания отсталых национальных регионов, достижения фактического равенства между ...
Письменные источники о половцах
Предки половцев в IV — VII веках кочевали в степях между отрогами Монгольского Алтая и Восточного Тянь-Шаня и были известны в китайских источниках под именем сеяньто. В 630 году они образовали свое государство, которое вскоре было уничтожено Китаем и племенами уйгуров. Спасаясь от преследования победителей, они изменили племенное назван ...
Вероисповедальные реформы и национальный вопрос
Осенью 1906 года на рассмотрение Совета министров был представлен проект, касающийся свободы вероисповеданий. В его основу был положен принцип признания за церковную общину, с присвоением ей соответствующих гражданских прав, любого сообщества не менее 20 человек, которое выразит любые духовные верования, несмотря на то, насколько они сх ...