Декабристы
Страница 2

Первым поселился в Кургане декабрист И.Ф. Фохт, проживший здесь двенадцать лет – с 10 марта 1830 года до своей кончины 1 февраля 1842 года.

Штабс-капитан Азовского пехотного полка Иван Федорович Фохт(1799-1842гг.) был членом Южного общества. Происходил он из мелкопоместных дворян и с детства «не любил грубости к нижним чинам» На следствии по делу о декабристах вел себя смело, открыто. Осудили его по восьмому разряду к вечному поселению в Сибири, сокращенному позднее до 20 лет.

Сначала он был поселён Березове, где бедствовал, голодал, холодал. Чтобы обеспечить себе хотя бы скромное существование, изготавливал различные поделки – резные табакерки, мундштуки. Заболев костоедом, занялся чтением медицинской литературы, а потом сделался помощником местного врача. В Кургане продолжал свои медицинские занятия, завел аптеку и часто бесплатно снабжал таких же, как сам, бедняков лекарствами. Он постоянно нуждался в материальной помощи и поддержке и получал её со стороны состоятельных декабристов – Нарышкина и Розена, приехавших в Курган двумя годами познее.

Все ссыльные декабристы поддерживали тесные связи между собой, дружили, старались морально и материально поддерживать друг друга.

В мае 1830 года в Курган прибыл на поселение декабрист В.Н.Лихарев. Бывший поручик по квартирмейстерской части, Владимир Николаевич Лихарев (1800-1840) также являлся членом Южного общества. Осужденный по седьмому разряду, каторгу он отбывал в Нерчинских рудниках, откуда в апреле 1828 года был отправлен на поселение в город Кондинск Тобольской губернии. Отсюда по ходатайству матери, написавшей прошение царю, Лихарева перевели в Курган.

Среди ссыльных В.Н.Лихарев, окончивший в своё время знаменитую Муравьевскую школу колонновожатых, являвшуюся очагом свободомыслия, выделялся широтой свободомыслия. Многим была известна его противоаракчеевская работа «Взгляд на военные поселения».

В том же году, что и Лихарев, в Курган был переведен из Витима Иркутской губернии Михаил Александрович Назимов(1801-1888) – бывший штабс-капитан лейб-гвардии Конно-Пионерского эскадрона, член Северного общества. Вначале царский суд приговорил его – по восьмому разряду – к «лишения чинов, дворянства и бессрочной ссылке не поселение». Впоследствии ссылка была сокращена до 20 лет.

Происходил Назимов из богатой дворянской семьи. В день восстания находился в отпуске, однако был арестован. Сначала его отпустили, а потом опять арестовали.

Переезд из Витима в Курган он добился благодаря ходатайству влиятельных родственников. Здесь он купил дом и завёл небольшой огород. В свободное время любил рисовать, чертил планы домов для горожан, составлял проекты церквей. Предполагалось, что по его проекту в городе был построен Рождественский собор на средства близкого к декабристам купца С.И.Березина.

Заведя знакомства с влиятельными горожанами. М.А.Назимов приготовил хороший приём декабристам, прибывшим в Курган после него. Тепло отзывался о нём А.Е.Розен.

Поручик лейб-гвардии Финляндского полка, активный член северного общества Андрей Евгеньевич Розен (1800-1884) происходил из прибалтийских дворян, носивших титул баронов. Перед 14 декабря он был участником всех совещаний на квартире Кондратия Рылеева и в день восстания поднял целый батальон, сковав движение верных царю войск на Исаакиевском мосту. Здесь он простоял более двух часов, выжидая действий восставших, и готовый, по его словам, поддержать их «тремя с половиной ротами или восемьюстами солдат, готовых следовать за ним повсюду».Осужден Розен был по пятому разряду- на 10 лет каторги с последующим поселением.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Оборонительные операции советских войск под Сталинградом
Оборонительные действия советских войск на Сталинградском направлении велись в течение 125 дней. В этот период ими были проведены последовательно две оборонительные операции. Первая из них была осуществлена на подступах к Сталинграду в период с 17 июля по 12 сентября, вторая — в Сталинграде и южнее его с 13 сентября по 18 ноября 1942 го ...

Реформа царского культа при Антиохе III
Наряду с муниципальными культами, каждый из которых был связан с религией соответствующего города, отличался своими обрядами и находился в ведении самих городов, существовала религия династическая, введенная царями, жрецы которой получали полномочия от суверена. Об этом свидетельствует ордонанс Антиоха III от 193 г. до н. э. Чтобы возна ...

«Философические письма» П. Я. Чаадаева
Когда идеологи реакции попытались противопоставить прогрессивным идеям «тео­рию официальной народности», передовая русская интеллигенция ее решительно осудила. Эта «тео­рия» получила свое окончательное оформление под пером нико­лаевского министра просвещения С. С. Уварова. После прове­денной им в 1832 г. ревизии Московского университета ...