Политические симпатии Аристофана. Внутренняя политика.Страница 6
Аристофан часто восторженно отзывается о достойных, по его мнению, полководцах прошлого. Например, он говорит: “Нет благородней смерти Фемистокла”[81], организатора победы при Саламине. Из современных ему стратегов симпатию писателя вызывает Лахет, участник сицилийской экспедиции, который также не в ладу с Клеоном. Его Лахет обидел тем, что “сицилийский сыр он съел один”[82]. Его Аристофан называет лучшим: “лучший пес из нынешних собак: огромным стадом он умеет управлять”[83]. Таким образом, мир - твердое желание Аристофана. Он не хочет, “чтоб пела песни о Гармодии война”[84]. Причем мира Аристофан желает только тридцатилетнего, так как пятилетний “смолой разит и подготовкой воинов”, десятилетний “сильно отдает посольствами, а также проволочками союзников” и лишь тридцатилетний пахнет нектаром, амвросией, а не пайком трехдневным продовольственным”[85]. Заказать скотч 63м в 1 цвет - онлайн заказ. Цветнои скотч.
Конечно, не следует делать вывод, что Аристофан как-то поддерживал спартанцев. Им он адресует обычное для афинян обвинение: они “ни клятвы, ни присяги, ни богов не признают”[86]. Одним из самых страшных обвинений для афинянина Аристофан считает обвинение в союзничестве с Брасидом. Также не следует забывать, что Спарта была олигархическим полисом и хотя бы поэтому не могла вызвать симпатии Аристофана.
Однако ради дела мира Аристофан не останавливается перед тем, чтобы достаточно свободно трактовать некоторые события исторического прошлого, лишь бы подчеркнуть исконную дружбу и взаимную помощь афинян и спартанцев. Так, аристофановская Лисистрата, обращаясь к спартанцам, говорит: “Забыли вы, как Периклид сюда пришел и сел, афинян умоляя, у алтарей, весь бледный и в плаще. Он войск просил: мессенцы шли на вас, а Посидон поколебал вам землю. Тогда четыре тысячи гоплитов кимоновых спасли Лакедемон”[87]. Однако, в действительности, прибытие отряда афинских гоплитов не повлекло за собой перелома в военных действиях. Он был отослан обратно из-за опасений спартанцев, что афиняне вступят в союз с мессенянами. Обращаясь к афинянам, Лисистрата говорит, что когда-то “лаконцы вновь явились к ним, невольникам, с оружием и, многих фессалийцев перебив - союзников и Гиппия друзей, - одни, тогда придя на помощь к ним, свободу им вернули, а затем плащ гражданина отдали народу”[88]. Однако, в действительности, после низвержения тирании в Афинах в 508 году, которому содействовали спартанцы, они в течение 2-х дней удерживали Акрополь.
Так же для того, чтобы подчеркнуть необходимость мира, Аристофан говорит и об экономической выгоде сотрудничества со Спартой, когда Бделиклеон заставляет отца надеть “лаконики” - обувь, считающуюся модной в то время в Афинах.
В вопросе о союзниках Аристофан придерживается непогрешимости “дедова клада мидийского”[89], то есть права на дань от союзных государств. О метеках он говорит как о “шелухе афинской”[90]. Однако опять-таки ради дела мира он готов вступить в “крепкую дружбу, прибавляя туда и метеков, и всех чужестранцев, кто друг горожанам”[91]. Тем не менее он осуждает любую попытку выхода из Афинского Морского союза (например, “предательство Самоса”[92]), а тем более попытку перехода на сторону Спарты (“предатели фракийские”[93]).
Союзной дани Аристофан отводит одно из первых мест в доходах Афин, следовательно можно сделать вывод, что он отнюдь не отрицает эксплуатацию союзников, и даже устами Бделиклеона предлагает шуточный проект: “нынче тысяча есть городов, что везут свою дань ежегодно в Афины; если б каждый из них обязали кормить от себя двадцать граждан афинских, двадцать тысяч людей проживало б тогда в изобилии полном”[94].
Также очевидно и антиперсидская направленность комедий Аристофана, в которых постоянно присутствует призыв к объединению греческих государств против их исконного врага - Персии. Между тем, известно, что ориентация на персидскую помощь в 412-411 г.г. составляла основу внешней политики как спартанцев, так и афинских олигархов. Аристофан говорит, что обещанная помощь получена никогда не будет. “Нет злота вам, ионай рыхлозадые”[95], - слова персидского посла. Говоря об обмане персов, Аристофан заявляет: “Не выношу султанов я”[96]. В противоположность мнению о необходимости помощи Персии Аристофан противопоставляет идею объединения Греции против Персии. “Разве спартанцы не братья с афинянами по оружию? Разве не скреплена кровью их победа над персами?”[97] Более того, Аристофану не чужда идея покорения греками самой Персии. Так, Колбасник предсказывает Демосу: “Будешь царствовать ты и над сушей, также над морем пурпурным, и будешь судить в Экбатанах”[98].
Судебник 1550 г. и реформы управления
На первом Земском соборе Иван IV принял решение о создании нового правового кодекса - Судебника, который был принят в 1550 году. В основу был положен предыдущий Судебник 1497 года. В 1551 году Судебник был утвержден Стоглавым собором, созванным по инициативе царя Ивана IV Грозного.
В Судебнике 1550 года из 100 статей большая часть посв ...
Военные действия 1561 – 1577 годов
С 1561 года Ливонская война вступила во второй период, когда Россия вынуждена была вести войну с Польско-Литовским государством и Швецией. Этот период, в свою очередь, можно условно разделить на два этапа: на первом русские в борьбе с коалицией враждебных государств ещё добивались успеха; на втором (с 1579 года) - терпят неудачи.
Пока ...
Письменные источники о половцах
Предки половцев в IV — VII веках кочевали в степях между отрогами Монгольского Алтая и Восточного Тянь-Шаня и были известны в китайских источниках под именем сеяньто. В 630 году они образовали свое государство, которое вскоре было уничтожено Китаем и племенами уйгуров. Спасаясь от преследования победителей, они изменили племенное назван ...