Система городского самоуправления и судебных
органов в городах ГерманииСтраница 1
В Германии местность, где строили город, обозначали особым знаком, под названием Weichbild (weich, лат. vicus – «поселение», bild – «знак, образ»). Он представлял собою крест с мечом или перчаткой и колонну Роланда. Вот как описано его происхождение в «Саксонском вайхбильде»: «Тогда он (король) подтвердил им права и предложил им руку. Тогда один купец взял его за руку и снял перчатку с его правой руки. Тогда ему был дан судебный мир Петра ради Господа Бога и с королевским крестом. Это тоже грамота: где больше строят города или рынки, там устанавливают крест на рыночной площади, чтобы было видно, что это городской мир, и вешают королевскую перчатку, чтобы было видно, что там королевский мир и что это воля короля» [6, с.383]. Словом Weichbild потом стали называть городское самоуправление и право в саксонских областях. В конце концов это название стало использоваться в применении к Магдебургскому городскому праву и находящимся под его влиянием. Аналоги его в аллеманских землях назывались Marktrecht – «рыночное право», а в баварских и австрийских – Burgfrieden – «городской мир». В правовых документах того времени ясно отражена борьба за судебную власть, во-первых, между городом и феодалом, а во-вторых, – между городской аристократией и плебсом. В результате многие источники права носили характер судебников. В их числе можно назвать «Саксонский вайхбильд», записанный в 60-х гг. XIII века и «Право, сообщённое шеффенами в Магдебурге городу Герлицу в 1304 году».
Итак, борьба за власть между старыми богатыми семьями (Geschlechter) и плебеями вокруг участия в городских советах. Последние раньше появляются в новообразованных городах, например в Любеке (1188), Гамбурге (1190). Новый город требовал для себя административного органа, и князья, возможно, под влиянием Италии (о чём свидетельствует и одно из названий этих советов – consules) тут же при появлении дают ему совет – Rat, или Consilium. При этом в старых городах советы появляются позже, например, в Кёльне – в 1242 году, в Магдебурге – в 1244, в Ахене – в 1272. Можно, конечно, вслед за А.К. Дживелеговым говорить, что «в старых городах потребность центрального органа городского самоуправления была не так настоятельна даже тогда, когда горожане успели уже добиться самостоятельности» [2, с.162]. Но вероятнее, что созданию советов ратманов противились представители альтернативных советов шеффенов. Институт шеффенов – это не общегерманское явление, например, в баварских, верхнерейнских городах, Шпейере, Аугсбурге их нет вовсе. В Саксонии шеффены встречаются лишь в Магдебурге и Галле, в Верхней Германии – в Ульме и Франкфурте. Суд шеффенов пришёл от франков и представлял собой независимый от городского совета, но действующий в силу корпоративных прав общины суд. Шеффены избирались из богатых горожан, рыцарей пожизненно, но должности не передавались по наследству. Коллегия состояла из нескольких заседателей (например, по «Саксонскому вайхбильду – из 11) и председателя. Последнего назначал феодал или же избирали сами горожане (например, если община выкупала у него соответствующее право). Совет ратманов больше устраивал горожан уже хотя бы потому, что его членов, включая председателя, избирали каждый год. Это давало возможность контролировать его деятельность более эффективно. Но и совет ратманов сначала находился под контролем патрициата. Например, в Кёльне так называемый цех богачей – Richerzeche появился ещё до создания совета. Подобные учреждения существовали в Дортмунде (Рейнольдовская гильдия), Люнебурге (Теодоровская гильдия) и других городах. B XIV – XV вв. плебеи-ремесленники выбороли во многих областях Германии себе право на участие в самоуправлении. Но отнюдь не везде. В городах, где торговля играла более важную роль, чем промышленность, например, в Нюрнберге и Франкфурте, патриции продолжали оставаться во главе.
Культура России во второй половине XIX в.
Падение крепостного права означало начало нового, капиталистического периода в истории России. Капитализм внес существенные перемены в жизнь общества: преобразовал хозяйственно-экономический строй, изменил социальный и духовный облик населения, его быт, условия жизни, способствовал росту культурных потребностей.
Капитализм в целом созд ...
Княжеская власть в Русском государстве второй половины XI
– первой трети XII вв.. Князь
и княжеская власть в системе социально-политических отношений
Перед смертью Ярослав разделил государство между тремя старшими сыновьями. Изяславу было поручено старшинство и стол в Киеве, также ему был поручен Новгород. Святославу был поручен Черниговский стол. Всеволоду он дал Переяславский стол. Их политические действия распространялись на все пространство Русского государства. Очередные столкно ...
Церковная реформа.
В XV-XVII вв. церковь являлась одним из крупнейших землевладельцев. В начале XVI в. была сделана попытка ограничить рост церковно-монастырского землевладения. В 1551 г. по инициативе митрополита Макария состоялся Стоглавый (по числу 100 глав в Уложении) церковный собор. На Стоглавом соборе был поставлен вопрос о секуляризации, т.е. изъя ...