Исторические материалы » Магдебургское право - предпосылки и сущность » Система городского самоуправления и судебных органов в городах Германии

Система городского самоуправления и судебных органов в городах Германии
Страница 1

В Германии местность, где строили город, обозначали особым знаком, под названием Weichbild (weich, лат. vicus – «поселение», bild – «знак, образ»). Он представлял собою крест с мечом или перчаткой и колонну Роланда. Вот как описано его происхождение в «Саксонском вайхбильде»: «Тогда он (король) подтвердил им права и предложил им руку. Тогда один купец взял его за руку и снял перчатку с его правой руки. Тогда ему был дан судебный мир Петра ради Господа Бога и с королевским крестом. Это тоже грамота: где больше строят города или рынки, там устанавливают крест на рыночной площади, чтобы было видно, что это городской мир, и вешают королевскую перчатку, чтобы было видно, что там королевский мир и что это воля короля» [6, с.383]. Словом Weichbild потом стали называть городское самоуправление и право в саксонских областях. В конце концов это название стало использоваться в применении к Магдебургскому городскому праву и находящимся под его влиянием. Аналоги его в аллеманских землях назывались Marktrecht – «рыночное право», а в баварских и австрийских – Burgfrieden – «городской мир». В правовых документах того времени ясно отражена борьба за судебную власть, во-первых, между городом и феодалом, а во-вторых, – между городской аристократией и плебсом. В результате многие источники права носили характер судебников. В их числе можно назвать «Саксонский вайхбильд», записанный в 60-х гг. XIII века и «Право, сообщённое шеффенами в Магдебурге городу Герлицу в 1304 году».

Итак, борьба за власть между старыми богатыми семьями (Geschlechter) и плебеями вокруг участия в городских советах. Последние раньше появляются в новообразованных городах, например в Любеке (1188), Гамбурге (1190). Новый город требовал для себя административного органа, и князья, возможно, под влиянием Италии (о чём свидетельствует и одно из названий этих советов – consules) тут же при появлении дают ему совет – Rat, или Consilium. При этом в старых городах советы появляются позже, например, в Кёльне – в 1242 году, в Магдебурге – в 1244, в Ахене – в 1272. Можно, конечно, вслед за А.К. Дживелеговым говорить, что «в старых городах потребность центрального органа городского самоуправления была не так настоятельна даже тогда, когда горожане успели уже добиться самостоятельности» [2, с.162]. Но вероятнее, что созданию советов ратманов противились представители альтернативных советов шеффенов. Институт шеффенов – это не общегерманское явление, например, в баварских, верхнерейнских городах, Шпейере, Аугсбурге их нет вовсе. В Саксонии шеффены встречаются лишь в Магдебурге и Галле, в Верхней Германии – в Ульме и Франкфурте. Суд шеффенов пришёл от франков и представлял собой независимый от городского совета, но действующий в силу корпоративных прав общины суд. Шеффены избирались из богатых горожан, рыцарей пожизненно, но должности не передавались по наследству. Коллегия состояла из нескольких заседателей (например, по «Саксонскому вайхбильду – из 11) и председателя. Последнего назначал феодал или же избирали сами горожане (например, если община выкупала у него соответствующее право). Совет ратманов больше устраивал горожан уже хотя бы потому, что его членов, включая председателя, избирали каждый год. Это давало возможность контролировать его деятельность более эффективно. Но и совет ратманов сначала находился под контролем патрициата. Например, в Кёльне так называемый цех богачей – Richerzeche появился ещё до создания совета. Подобные учреждения существовали в Дортмунде (Рейнольдовская гильдия), Люнебурге (Теодоровская гильдия) и других городах. B XIV – XV вв. плебеи-ремесленники выбороли во многих областях Германии себе право на участие в самоуправлении. Но отнюдь не везде. В городах, где торговля играла более важную роль, чем промышленность, например, в Нюрнберге и Франкфурте, патриции продолжали оставаться во главе.

Страницы: 1 2

Глава четвертая О Центральном Исполнительном Комитете Союза Советских Социалистических Республик
13. Центральный Исполнительный Комитет Союза Советских Социалистических Республик состоит из Союзного Совета и Совета Национальностей. 14. Съезд Советов Союза Советских Социалистических Республик избирает Союзный Совет из представителей союзных республик, пропорционально населению каждой, всего в составе 371 члена. 15. Совет Националь ...

Социально-экономические предпосылки распада СССР. Дизентеграционные процессы в СССР
Национализм и сепаратизм проявились в первые же годы перестройки. 17–19 декабря 1986 г. в Алма-Ате под предлогом того, что на пост первого секретаря ЦК КП Казахстана вместо Кунаева был назначен Колбин, тысячи молодых казахов устроили беспорядок. Погибли двое русских дружинников, свыше тысячи человек обратились за помощью в медицинские у ...

Разграничение компетенции Союза и республик
Этому вопросу посвящена уже первая статья Конституции, определяющая права Союза через компетенцию его высших органов. Естественно, что в нее входят наиболее крупные вопросы, которые по своей природе могут и должны решаться именно на уровне всего советского государства. Среди них следует отметить, прежде всего, вопросы, связанные с внешн ...