ЗаключениеСтраница 1
В проводимой в исследуемый период государственной политике в отношении промысловой кооперации мы выделяем два этапа. Первый, 1945-1953 гг., характеризуется потребностями скорейшего восстановления экономики страны от последствий Великой Отечественной войны. Политика государства в этот период была направлена на расширение хозяйственной самостоятельности в деятельности системы промкооперации, расширении рыночных начал в её работе, принципов материальной заинтересованности работников. Хозяйственное развитие артелей в этот период столкнулось с проблемами, важнейшими из которых были недостаток кадров, изношенность оборудования, основных фондов, недостаток сырья, отсутствие транспорта, перебои со снабжением электроэнергией.
Причинами возникновения этих трудностей был общий недостаток ресурсов в послевоенной советской экономике. Основной особенностью, повлиявшей на развитие промкооперации края в послевоенный период, было возникновение в годы войны в экономике края мощного сектора государственной тяжёлой промышленности, которая и в послевоенные годы продолжала развиваться более быстрыми, чем в целом по СССР темпами.
Елена Осокина, изучая социальные последствия индустриализации СССР в 1930е гг., ввела в употребление термины «Иерархия потребления» и «Индустриальный прагматизм»[309]. Внимательно рассматривая историю промысловой кооперации Алтая в послевоенный период, мы приходим к выводу: эти термины применимы не только при рассмотрении вопросов снабжения населения, но и для сферы производства. Здесь также существовала иерархия – в распределении сырья, энергии, транспорта, образованных и квалифицированных кадров, внимания со стороны руководящих органов. Уроки закончившейся Великой Отечественной войны и угроза перерастания начавшейся Холодной Войны в открытое противостояние обусловили необходимость продолжить укрепление тяжёлой промышленности, ВПК. Местные власти саботировали правительственные решения о расширении самостоятельности промкооперации. Райкомы партии и райисполкомы проводили незаконные «мобилизации» транспорта и рабочей силы артелей на выполнение сельскохозяйственных и строительных работ, не терпящих отлагательства, реквизировали помещения артелей, по собственному усмотрению распоряжались выпускаемой артелями продукцией. Наряду с явным произволом, граничащим с коррупцией, объяснением таким действиям местных властей может служить и своеобразное понимание государственной пользы. В условиях голодного послевоенного времени вполне естественно, что власти всех уровней первоочередное внимание уделяли расширению производства продуктов питания, выполнению планов посева и уборки урожая в колхозах, привлекая для этого все имеющиеся в их распоряжении ресурсы. Быстрое выполнение строительных работ – постройка железных и автомобильных дорог, объектов образования и культуры, на выполнение которых чаще всего отвлекали рабочую силу промкооперации, объективно выводило территории на более высокий уровень социально-экономического и культурного развития, способствовало преодолению послевоенной разрухи.
Система промкооперации в этих безнадёжно проигрывала в борьбе за ресурсы предприятиям крупной государственной промышленности, сельскому хозяйству, занимая в иерархии распределения далеко не первое место. В результате промысловая кооперация не только не выполнила возложенной на неё задачи насыщения потребительского рынка товарами и услугами, но даже к началу 50х годов не вытеснила окончательно из хозяйственной деятельности частного кустаря-одиночку, не имевшего от государства ни налоговых, ни кредитных льгот.
Второй этап, 1953-1960 гг. характеризуется возросшим влиянием на деятельность промысловой кооперации партийной идеологии. Кооперативная форма собственности рассматривается в официальных партийных документах как неполноценная, не совсем социалистическая, поэтому происходит поэтапное сворачивание системы промысловой кооперации.
На наш взгляд, система промысловой кооперации уже к середине 1950-х гг. окончательно утратила артельный, кооперативный характер, находилась в полной зависимости от государства. На решающую руководящую роль государства в деятельности промкооперации указывает тот факт, что новые артели создавались по инициативе местных органов власти, а не самих кооператоров. Все крупные организационные мероприятия инициировались государственными и партийными органами, а не самими членами артелей, их объединениями. В пользу полностью зависимого характера промысловой кооперации говорит та легкость, с которой была проведена её ликвидация, отсутствие протестов со стороны пайщиков.
Кооперативные начала не утратились полностью в деятельности промкооперации. Проявлялось это в первую очередь в полном самофинансировании системы, отсутствии со стороны государства каких-либо инвестиций в кооперативное производство, которое шло полностью из средств первоначально сформированного ещё в 1920-1930е гг. ФДК, затем пополнявшегося за счёт средств накоплений артелей. В контроле государственных органов над распределением средств ФДК также проявляется зависимый характер промысловой кооперации. Большое внимание в артелях и промсоюзах уделялось соблюдению формальных требований кооперативной демократии: проведению собраний членов артели, выборов правлений, ревизионных комиссий, отчётов этих органов перед пайщиками. Тем не менее, руководители промысловых артелей входили в номенклатуру должностей районных, городских комитетов партии, занятие этих должностей не зависимыми от партийных органов людьми было невозможно. На наш взгляд, правомерно говорить не о кооперативной форме собственности в артелях, а об артелях как особой организационно-правовой форме фактически государственной собственности.
Прикрепление крестьян перехожих.
Другим путем совершалось прикрепление крестьян перехожих, обрабатывавших свои участки по договору с волостью или владельцами, а также безвытных, обрабатывавших земли по частным условиям с отдельными тяглецами, их подсуседков, половников, казаков, а также бобылей, занимавших дворы, но не пахотные участки. Эти категории крестьян
de
jure
...
Глава восьмая О народных комиссариатах Союза Советских
Социалистических Республик
49. Для непосредственного руководства отдельными отраслями государственного управления, входящими в круг ведения Совета Народных Комиссаров Союза Советских Социалистических Республик, образуется 10 народных комиссариатов, указанных в ст. 37 настоящей Конституции, действующих на основе Положений о народных комиссариатах, утвержденных Цен ...
Прикладное народное искусство.
Блестящего расцвета достигло прикладное искусство, особенно в применении таких самобытных приемов, как чернь, перегородчатая эмаль, зернь, филигрань, иногда применявшиеся одновременно. Неуклонно развивалось устное народное творчество – былинный эпос воспевал героизм в бою и предприимчивость в делах. Накануне татаро-монгольского нашестви ...